«Новенький»: Как абориген подружился с Иисусом
Особый взгляд на темные главы в истории Австралии. Режиссер Уорвик Торнтон снял фильм-притчу о взрослении малыша из коренного населения в бенедиктинском монастыре, вдохновленный его личной историей. Рассказываем, что получилось.
Златовласый мальчишка-абориген (Асван Рид) остервенело душит полицейского в облаке дорожной пыли. Малец еще не знает, что силы в этом бою не равны и скоро его, как котенка в мешке, волоком притащат к дверям католического монастыря. Так для малыша начнется новая жизнь с ее совершенно непонятными для ребенка природы ритуалами. Сестра Эйлин (Кейт Бланшетт, главная звезда и продюсер картины) подарит ему кров и прогонит похитителя, ее помощница, которую дети зовут Матушкой (Дебора Мэйлман), избавит от вшей и познакомит с отхожим местом, мальчишки нарядят дикаря в первые в его жизни штаны. Новенький к дарам цивилизации отнесется скептически (кроме радио и Иисуса) — он будет продолжать молча спать под кроватью, есть кашу руками и творить чудеса.
Картина Уорвика Торнтона в этом году была отобрана в каннский «Особый взгляд» — второй по значимости и первый по количеству новаторов конкурс. Для фестивальной публики австралийский режиссер уже не новичок: его полнометражный дебют «Самсон и Далила» завоевал «Золотую камеру» Канн, а вестерн «Сладостный край» удостоился специального приза жюри в Венеции. Новая работа — третий полнометражный фильм. «Особый взгляд» — традиционно вместилище странного, неконвенционального авторского кино, неудобного и запоминающегося. «Новенький» как раз из таких. Слишком созерцательный и тихий, плюющий на законы зрелищной драматургии фильм намеренно «провисает» в середине, а еще избегает выводов, финала и суждений. Но на месте знакомых схем в картине прорастает незнакомая магия, эффект живого присутствия, который при этом не исключает аккуратного и искусного цитирования классической живописи.
Торнтон рассказывает историю из темного прошлого родного континента: еще в 1940-е переселенцы похищали детей аборигенов и делали всё возможное, чтобы уничтожить их наследие и самобытность. Кроме того, режиссер вдохновлялся воспоминаниями о собственном детстве: по происхождению коренной австралиец кайтетье из Алис-Спрингс, в 11 лет он был отправлен в школу-интернат в Западной Австралии. Учебным заведением управляли монахи-бенедиктинцы, но Торнтон, как представитель коренного населения, был лишен права посещать церковь. Наделяя своего героя магией и способностью исцелять, режиссер подводит зрителя к одному из основных вопросов картины: что, если насильное обращение в веру убивает красоту, мудрость и магию народов, которые мы высокомерно считаем примитивными? Христианство на австралийском континенте искоренило все более молодые культуры, не оставив им шанса повзрослеть. Так и новичок в монастыре, ощущая тягу к Иисусу, начнет терять уникальные силы.
Но больше, чем оригинальная история, внимание к фильму привлекает Кейт Бланшетт. Безупречно сыгранная ей сестра Эйлин — одновременно и послушная слуга Господа, и отступница-бунтарка, самовольно поставившая себя во главу монастыря и скрывающая смерть настоятеля. Эйлин заботится о воспитанниках, содержит отведенный ей приют в порядке с помощью любви, а не муштры и наказаний. Тем не менее она — двойник главного героя, отступница, которая также не терпит посредников в отношениях с Богом. Она решается крестить сирот и распоряжаться приходом и писать письма от лица погибшего руководителя.
«Новенький» под стать своему герою — диковинка, которая будто и не знает о правилах, по которым создается зрелищное кино. Вместо них в картине много наблюдения: автор вместе с героем пристально вглядывается в нехитрый быт монастыря и бескрайнюю золотую равнину вокруг. Вместе с безымянным новичком фильм предлагает зрителю посмотреть на распятие, алтарного деревянного Христа, вино для причастия и церковь в целом глазами пришельца из другого мира, лишенного предрассудков, предубеждений и культурного багажа. Взгляд получается беспрецедентно честный и ироничный — культура белых переселенцев высокомерна и иерархична, но новичок сразу понимает, кто тут главный и кого стоит кормить сэндвичами с джемом.