Опубликовано 09 декабря 2022, 07:22
3 мин.

«Ностальгия»: Нет пути домой

Поделиться:
«Ностальгия»: Нет пути домой

В Okko стала доступна картина с конкурса Каннского фестиваля — неспешное кино Марио Мартоне, которое выглядит как любовное послание Неаполю. Фильм является потенциальным претендентом на «Оскар» от Италии. Рассказываем, почему стоит обратить внимание на историю о возвращении домой.

Голос пилота оповещает о скорой посадке. Феличе (Пьерфранческо Фавино) вот-вот приземлится в Неаполе — месте, где прошла юность ныне успешного бизнесмена. Выпив чашечку кофе и съев пиццу, как и полагается в здешних краях, мужчина направляется домой к матери. Теперь он — единственный, кто может позаботиться о старой женщине, толком ничего не слышащей и не видящей. Хождения по знакомым улочкам, подобно мукам, вынуждают героя вспомнить прошлое: поездки на мотоцикле с лучшим другом, предостережения близких и роковой вечер, после которого Феличе уехал и не возвращался целых сорок лет. На юге Италии бизнесмен не может чувствовать себя в безопасности — тот самый друг, которого он давно не видел, стал врагом и криминальным авторитетом. Но, может быть, всё можно исправить? Город-то фактически не изменился. Феличе планирует показать Неаполь жене. А там, глядишь, получится начать здесь новую главу жизни. Но сначала нужно уладить конфликт.

Кадр из фильма «Ностальгия»

В основе фильма уроженца и певца Неаполя Марио Мартоне («Мэр района Санита» и «Король смеха») лежит одноименный роман Эрманно Реа. Премьера картины прошла в основном конкурсе Каннского фестиваля этого года.

Картина Марио Мартоне состоит из переплетения горько-сладких воспоминаний. Большую часть хронометража зритель наблюдает, как Феличе бродит по закоулкам города и памяти, старательно воспроизводит в голове карту молодости. Яркие вспышки юности возникают на экране точно так же, как если бы пришлось достать с дальней полки пыльную кассету и включить кино из детства. Вот юный Феличе, вопреки словам матери, заводит дружбу с местным хулиганом. Вот уже двое парней быстрее ветра мчатся навстречу свободе и дню, когда пути приятелей неизбежно разойдутся.

Кадр из фильма «Ностальгия»

Итальянский режиссер, как некогда неореалисты, позволяет улицам говорить больше и красноречивее людей. Переживания героя ярче всего выражают шум города, звуки проезжающих байкеров, голоса недовольных жителей. Медленное повествование — одновременно сила и слабость фильма. То, как Феличе шаг за шагом примечает детали места, которые знает наизусть, живее любых реплик и попыток дать мужчине исповедоваться. Но как долго можно наблюдать за потоком ностальгии без риска затосковать самому?

Фильм «Ностальгия»

Мартоне смешивает тихую драму с гангстерским мотивом: тот самый друг Феличе — ныне главный бандит округа, от которого все держатся подальше. Старые товарищи непременно встретятся, выскажут обиды и разобьют публике надежды на кульминационный эффект. Впрочем, кажется, автор и не ставил перед собой цель сдвинуть сюжет с мертвой точки. Повествование неумолимо и, возможно, прямолинейно, но другой правды нет. Важнее здесь другое: заставить и потерянного героя, и сбитых с толку зрителей снять розовые очки касательно ностальгии. Она, как известно, может вскружить голову, подарить чувство эйфории и внушить, что там, давно и далеко, было куда лучше. Память порой играет злую шутку и приукрашивает реальность, а необъяснимая и фактически неконтролируемая тоска по родине толкает на отчаянные поступки. Но увы, машины времени не существует, мало что по-настоящему меняется, а смотреть «Ностальгию» — то же, что гулять в одиночестве по родному городу: долго, умиротворяюще, но опасно для душевного равновесия.

Новое в подписке

Лучшее в подписке