Опубликовано 25 января 2025, 12:30
4 мин.

«Нормальная семья»: Ужин из противоречий и триллер на десерт

Поделиться:
«Нормальная семья»: Ужин из противоречий и триллер на десерт

В прокате «Нормальная семья» — корейская экранизация нидерландского романа «Ужин», показанная на фестивале в Торонто в 2023 году. Рассказываем, какие темы вплетает режиссер Хо Джин-хо в изначально герметичную историю одного семейного ужина.

«Нормальная семья» Хо Джин-хо — уже четвертая экранизация романа нидерландского писателя Германа Коха «Ужин», опубликованного в 2009 году и переведенного более чем на 50 языков, включая русский. За 15 лет после выхода книги фильмы по ее мотивам были сняты в Италии и Нидерландах, а в англоязычной версии 2017 года главные роли исполнили Ричард Гир, Стив Куган и Лора Линни — уникальный пример в истории литературы, когда произведение вызвало такой интерес кинематографистов из разных стран за такой короткий срок. Главные герои романа, действие которого развивается в ресторане, — два брата (успешный политик и бывший учитель) с женами, которые встретились за ужином для обсуждения своих проблем. Семейная динамика, моральная неоднозначность и мрачное происшествие, с которым им придется разбираться, превращают рядовое застолье в триллер, исследующий границы, которые готовы перейти современные родители в попытке защитить своих детей.

В книге и ее адаптациях нарратив структурирован вокруг самого ужина и каждое блюдо служит метафорой для нового акта драмы (похожим образом повествование строилось в более позднем триллере «Меню» с Рэйфом Файнсом). Корейская версия заметно отличается от предыдущих: само название новой экранизации романа — «Нормальная семья» вместо «Ужина» — заявляет, что на этот раз перед нами социальная драма, исследующая представление о границах нормы. Фильм приближается к уже классическому сюжету Коха далеко не сразу. Картина начинается шокирующим эпизодом на дороге, когда ссора двух водителей стремительно перерастает в потасовку с трагическим концом. Конфликт выглядит парафразом известных мемов про отношения зумеров и миллениалов: дерзкий парень на дорогом спорткаре против раздраженного 30-летнего отца семейства на семейном автомобиле. Судьбы двух совершенно посторонних для основного действия персонажей становятся завязкой, позволяющей познакомиться с главными героями и быстро оценить расстановку сил не только в семье, но и во всём обществе.

Рецензия на фильм «Нормальная семья» (2023)

Критики оценили эту версию гораздо выше, чем предыдущие экранизации, снятые в США, Италии и Нидерландах

Кадр из фильма «Нормальная семья», реж. Хо Джин-хо, 2023

Старший брат, успешный юрист, становится адвокатом юного наглеца на спорткаре, а младшему, врачу, предстоит делать операцию девочке, пострадавшей в ходе инцидента. Спор вокруг этой истории становится первой проверкой моральных принципов двух героев, выявляя их глубокие внутренние противоречия, связанные с разницей финансового и социального положения. Хо Джин-хо при помощи многочисленных мелких деталей разворачивает подробную интродукцию трагедии, которая будет развиваться во второй половине картины. Так, за страдающей деменцией матерью братьев ухаживает жена менее обеспеченного младшего, в то время как старший наслаждается семейной жизнью с новой молодой избранницей, которую родственники не принимают («кондитерша, которая однажды удачно доставила заказ»). Дети-подростки приносят обеим семьям много хлопот: сын врача не может противостоять буллингу в школе, а дочь адвоката избалована и постоянно идет на конфликт. Если не знать про книгу-первоисточник, на протяжении первого часа «Нормальную семью» можно принять скорее за мелодраму, чем за психологический триллер: страшный инцидент, в который оказываются вовлечены оба подростка, возникнет неожиданно, ближе к финалу, как результат всех глубоких скрытых процессов, происходящих не только у них дома, это примета социума.

«Нормальная семья» (2023): трейлер, кадры, сюжет, рецензия

Гала-премьера фильма состоялась на 48-м Международном кинофестивале в Торонто 14 сентября 2023 года

Кадр из фильма «Нормальная семья», реж. Хо Джин-хо, 2023

В последние годы кино из Южной Кореи стало мировым мейнстримом благодаря драматичным человеческим историям на фоне внятно обозначенных социальных тем: неравенства, конфликта между традициями и современностью, функционирования семейных связей в жестких условиях капитализма («Паразиты», «Игра в кальмара»). Обращаясь к тексту европейского автора (что не новость для южнокорейского кино: например, «Жажда» Пак Чхан-ука была вольной экранизации романа Золя «Тереза Ракен»), авторы «Нормальной семьи» не просто снимают психологическую драму — они намеренно вплетают в нее темы образования, привилегий, постоянного прессинга из-за разрыва в благосостоянии, морали высшего класса и социальной ответственности. В то время как оригинальный роман и предыдущие экранизации сохраняют фокус на разговоре за ужином как центральном повествовательном приеме, корейская версия расширяет эти рамки, включая более интенсивные конфликты и общественную критику, что делает ее особенно актуальной для южнокорейской аудитории, а зрителей из других стран заставляет задуматься о неизбежных параллелях с собственным обществом. Подобное кино легко можно снять на отечественном материале: он настолько легко переносится, что во время просмотра иногда забываешь, что действие происходит не в России, а в Южной Корее.

Обзор фильма «Нормальная семья» (2023)

Картина была представлена на 19-ти международных кинофестивалях и получила две награды за лучший сценарий: на «Двухнедельнике режиссеров» 44-го Международного кинофестиваля Fantasporto и на 39-м Международном кинофестивале в Монсе

Кадр из фильма «Нормальная семья», реж. Хо Джин-хо, 2023

Два трагических инцидента — с конфликтом на дороге и с детьми героев — попадают на видео и становятся вирусными. К и без того насыщенной проблематикой картине добавляется мотив всепроникающей публичности, страха огласки, смакования аудиторией эпизодов насилия. Кажется, что в «Нормальной семье» слишком много тем и сюжетных линий, однако фильм не кажется ни скучными, ни перегруженным (если не считать постоянной горько-сладкой музыки в духе «Олдбоя» в саундтреке), во многом благодаря тонкой работе актеров — Суль Кён-гу, играющего одержимого безудержными амбициями адвоката, и Чан Дон-гунга в амбивалентной роли благородного врача и завистливого брата, в чьей моральной позиции с самого начала проступает некоторая неоднозначность.

Маскируя провокационное исследование человеческого поведения в жестоком мире постоянной конкуренции под семейную мелодраму, Хо продолжает традицию своих соотечественников: снимать на национальном материале универсальные истории, одновременно очень корейские и хорошо понятные во всём мире.

Новое в подписке

Лучшее в подписке