Низкие отношения: Комедия «Братья» с Питером Динклэйджем и Джошем Бролином
На Amazon Prime Video вышла комедия «Братья» — второй полнометражный художественный фильм режиссера Макса Барбакова, прославившегося в 2020-м благодаря ромкому «Зависнуть в Палм-Спрингс». В новом кино молодой постановщик собрал голливудских актеров первого ряда: Джоша Бролина, Питера Динклэйджа, Гленн Клоуз, но результат оказался куда слабее его дебюта. Подробнее — в нашем тексте.
Братья Джейди и Моук Мангер начали совершать мелкие кражи, когда их мама отправилась на крупное ограбление за изумрудами, а после — в бега, бросив юных сыновей. Годы спустя выросший Моук (Джош Бролин), завязавший с преступлениями, имеет нерешенные вопросы с работой и, соответственно, деньгами. Тем временем Джейди (Питер Динклэйдж) проводит пять лет в тюрьме за воровство и выходит на свободу досрочно только благодаря помощи коррумпированного надзирателя (Брендан Фрейзер).
После этого Джейди приезжает к брату и предлагает организовать последнее совместное дело. И Моуку приходится согласиться — он разорвал все связи с Джейди, когда тот отбывал наказание, и теперь не может избавиться от чувства вины. Брат между тем не рассказывает Моуку, что они отправляются на поиски достопамятных изумрудов, которые все-таки удалось украсть и схоронить их маме (Гленн Клоуз).
Всё зависит от ожиданий: для насмотренных зрителей «Братья» — новый фильм Макса Барбакова, режиссера «Зависнуть в Палм-Спрингс», одной из самых остроумных и изобретательных романтических комедий последних лет, и сценариста Мэйкона Блэра («Придержи тьму»). Для остальных, скорее всего, классическое «поржать вечером над легким фильмом». Первые будут заметно разочарованы, вторые получат слегка больше, чем рассчитывали.
Тут не так уж мало забавных хохм (слово «шутки» для происходящего всё же слишком интеллигентно). Сцены, в которых кто-то падает в одних трусах со второго этажа, на кого-то рушится рождественская елка, братья Мангер с мамой на бульдозере пытаются оторваться от преследования, которое организуют гольфисты на своих миниатюрных машинах, — прямо скажем, не то чтобы Мольер, — выстреливают просто в силу своего существования.
Вдобавок голливудские звезды ведут себя в кадре так, как не вели себя взрослые люди на экране со времен «Операции „Ы“» и «Самогонщиков». Бролин и Динклэйдж, играющие здесь против стереотипов, напоминают не столько героев Шварценеггера и ДеВито из «Близнецов», сколько «Тупого и еще тупее», но смотреть на них всё равно приятно. Восьмикратная номинантка на «Оскар» Гленн Клоуз скачет с сумкой, набитой деньгами, приговаривая: «Не отдам, мое». Брендан Фрейзер метает Динклэйджа через комнату в ванную и орет: «Я правосудие!» Мариса Томей в своем коротком выходе вообще похожа на полубезумного грызуна. В конце концов, фильм в котором Динклэйдж, нацепив маску гоблина, крадет золотые монеты или, проломив окно, катится вниз по крыше крыльца, не может быть совсем безнадежным.
Но досадная правда в том, что Барбаков не определился с тоном. Здесь через край его цинизма, который был и в «Зависнуть в Палм-Спрингс», однако «Братья» — комедия явно другого рода, сентиментальная, об отношениях родителей и детей. Сентиментальность же режиссер недокрутил, из-за чего и комедия не вполне получилась: и то, и другое сделано вполсилы.
Ко всему прочему, чувство стиля и меры, которое было у Барбакова в его дебюте, в новом фильме испарилось без следа. Шутки про ублажение настойчивого орангутана (да, их тут несколько), скажем, в упомянутом уже «Тупом и еще тупее» были бы вызовом кинематографической и комедийной культуре того времени, но в 2024-м это просто значит, что тебе нравится об этом шутить.
Можно еще заметить, что фильм выдыхается быстрее, чем подходит к концу его щадящий 80-минутный хронометраж, что на один удачный гэг приходятся три проходных, что задействовать в таком кино Бролина, Динклэйджа и тем более Клоуз — не совсем разумная трата культурных ресурсов. Но главная проблема всё же в том, что двусмысленность, баланс между грубым анекдотом и признанием в любви к старому кино (в случае с «Братьями», как можно догадаться, к комедиям 1990-х и 2000-х) нарушились. Если в «Зависнуть в Палм-Спрингс» глупость была лишь одной из органичных особенностей фильма, то в «Братьях» идиотизм затмил собой все остальные качества — и пусть метаморфоза эта вполне жизненная, но от этого не менее грустная.