«(Не)искусственный интеллект» Алексея Чадова: Восстание машины
В Okko вышла семейная фантастическая комедия «(Не)искусственный интеллект» — вторую режиссерскую работу Алексея Чадова. Российские военные показывают китайским коллегам робота с искусственным интеллектом «Апостол». В экзоскелете находится оператор Женя. Машина поднимает бунт, сбегает из лаборатории и не хочет отпускать молодого человека. Объясняем, как простенький фильм, сотканный из десятков более достойных предшественников, чаще неприятно удивляет, чем смешит.
Женя (Леон Кемстач) — способный студент МГТУ им. Баумана, который увлекается робототехникой. Парень уже собрал собаку-андроида. Женя успешно представляет для зачета голограмму преподавателя Юрия Борисовича Логинова (Виктор Хрипунов), а на вечерний чай с вишневым пирогом зовет в гости дочь педагога Свету (Александра Тихонова). Однако планам не суждено сбыться. Логинов вместе с коллегами разрабатывает сверхсекретный проект — робота со встроенным искусственным интеллектом «Апостол». У андроида есть экзоскелет, а внутри должен находиться человек. Логинову звонят военные и говорят, что хотят показать разработку китайским коллегам. Никто прежде роботом не управлял. Логинов решает, что никого лучше Жени уже не отыскать.
Во время презентации робот слышит злосчастное слово «ликвидация», решает, что ему грозит опасность, пробивает несколько стен и сбегает из лаборатории. Андроид добирается до Костромской области и детского лагеря «Твоя семья». «Апостол» никак не хочет отпускать Женю. За роботом пускаются в погоню военные, которые считают, что искусственный интеллект вышел из-под контроля и может быть опасен. Солдат надеются опередить Логинов и Света, которые хотели бы спасти проект. К тому же папа с дочкой боятся, что и Жене может грозить опасность. А студент проникается симпатией к «Апостолу».
«(Не)искусственный интеллект» стал вторым режиссерским проектом Алексея Чадова после остросюжетной драмы о журналисте в Сирии «Своя война. Шторм в пустыне». Над сценарием новой картины трудились аж шесть сценаристов, но, кажется, в какой-то момент авторы решили довериться нейросети. Никак иначе сшитый белыми нитками сюжет, в котором милитаризм сочетается с приключениями, спасением девочки, дурацким юмором, дружбой робота и тинейджера, объяснить нельзя. Ни действительно захватывающих сцен, ни уморительных шуток в фильме нет.
Женю играет Леон Кемстач, прославившейся ролью в хитовом сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Кадр из фильма «(Не)искусственный интеллект», реж. Алексей Чадов, 2025
Фактически всё повествование зрители наблюдают за выходками не приспособленного к общению с людьми робота и реакциями Жени, который находится в экзоскелете. Поскольку образец экспериментальный, у андроида разум пятилетнего ребенка. Каждое выражение он понимает буквально, не считывает поведение детей и не способен распознать иронию. Пилоту нужно косвенно сказать Логинову и Свете, где искать андроида, чтобы тот попал в правильные руки. На ровном месте авторы придумывают роботу и Жене карикатурных врагов в виде военных и нелепых костромских преступников. А в финальной трети добрый «Апостол» еще и спасает девочку. Каждая сюжетная линия в картине кажется лживой и вторичной. Сценаристы явно видели «Робокопа», «Терминатора», «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика», «Кинг Конга», «Крепкий орешек» и множество другой классики, но зачем было пытаться собрать из бесконечных референсов Франкенштейна, совершенно непонятно.
Папе-ученому и дочке приходится объединить усилия, чтобы спасти и Женю, и робота
Кадр из фильма «(Не)искусственный интеллект», реж. Алексей Чадов, 2025
Авторам стоило бы определиться, какое кино все-таки должно появиться на выходе. Сейчас складывается ощущение, что сценаристы планировали угодить всем категориям зрителей. Дешевая компьютерная графика и смешной костюм робота на корню убивают экшен и драму. При этом в отдельные минуты «(Не)искусственный интеллект» пытается выдавить из зрителей слезу, особенно флешбэками, в которых маленький Женя проводит время с отцом (Алексей Чадов). Летчик-испытатель погиб во время очередного задания и оставил мальчика без папы. Однако в «Апостоле» отцовскую фигуру тоже не разглядеть. А семейная комедия пропитана неприкрытым милитаризмом.
Фильм Чадова — неудачный российский блокбастер, паразитирующий на фантастике и семейном приключенческом кино и топорно продвигающий всё хорошее против всего плохого. От сценария часто хватаешься за голову, а герои остаются функциями в предсказуемой истории.
Вердикт
«(Не)искусственный интеллект» претендует на внимание семейной аудитории, то есть пытается разом понравиться детям и взрослым. В итоге фильм, пропитанный милитаризмом и топорным юмором, может порадовать только самого неискушенного зрителя. Знакомая с голливудской и советской классикой публика первое время может радостно угадывать очевидные отсылки, но долго на одном лишь цитировании выезжать у картины Алексея Чадова не получается. И компьютерная графика, и экшен, и комедия вызывают вопросы, но самым чудовищным оказывается невменяемый сценарий.