«На абордаж!» Гийома Брака: Давай без сюрпризов!
В рамках MyFrenchFilmFestival 2022 по подписке в Okko до 14 февраля можно посмотреть комедию «На абордаж!» — самый летний и в некотором роде самый французский из фильмов программы. Алина Кузьо рассказывает, на что в нем можно обратить внимание, и почему в общем-то можно и не обращать, а просто получить удовольствие от полутора часов на Ривьере.
Молодой парижанин Феликс, влюбившись в едва знакомую девушку Альму, хватает в охапку друга Шерифа (имя, не должность) и с набором позаимствованных палаток отправляется через полстраны в машине случайно подвернувшегося Эдуарда. Все это — чтобы сделать новоиспеченной возлюбленной сюрприз. Альма обмолвилась, что едет с семьей отдыхать на юг, и Феликс думает, что его внезапное появление сделает их настоящей парой. Девушка, конечно же, такой сюрприз не оценит, и ребятам предстоит разбираться, как быть дальше в кемпинге среди палаток и туристов.
Французский режиссер Гийом Брак, успешно поездивший по фестивалям (а премьера его нового фильма прошла в программе «Панорама» Берлинале 2020 года), но малоизвестный широкой публике, примечателен своими легкими разговорными картинами, снятыми на стыке с документальными. «На абордаж!», как и предыдущие «Июльские сказки», он создал вместе со студентами Национальной академии драматических искусств: выбрал 12 учащихся и написал вместе с ними (и для них) сценарий. У него не было четкого понимания, какими должны быть герои, но, познакомившись с будущими актерами ближе, он сосредоточил историю вокруг трех персонажей: Шерифа, Эдуарда и Феликса.
Фильм Брака то и дело обманывает зрительские ожидания. Сначала ждем роуд-муви — два друга садятся попутчиками к юному бубнящему под нос пареньку, которому без остановки названивает мама-тиранка. Втроем им предстоит проехать половину Франции, но дорога заканчивается удивительно быстро: герои оказываются в точке B, когда мы меньше всего этого ждали — почти что сразу.
Затем ждем броманс, но и его не выходит — один из друзей озабочен тем, как разрешить конфузы с возлюбленной, другой — своим отитом, мешающим участвовать в местных приключениях. При такой завязке напрашивается романтическая комедия, но и любовной истории толком не случается. Вместо основного романа постоянно закручиваются другие, второстепенные, но и они терпят фиаско.
Само название фильма «На абордаж!» как нельзя лучше характеризует порывы главного героя и любые порывы молодости в принципе. В начале ленты Феликс получает мудрый совет от пожилой дамы — лучше сделать, чем не сделать. Может быть, ты получишь что-то очень хорошее, может быть, что-то очень плохое, но в любом случае не останешься ни с чем. Этот совет Феликс воспринимает как руководство к действию, и оно передается всем героям. Они соглашаются на любое предложение, говорят «да» любой идее и не отказывают себе ни в чем, справедливо понимая, что кемпинг, как и лето с юностью, не продлятся вечно. Так чего ждать?
Подчеркнем: «На абордаж!» — это очень, очень смешно. Тут комедия положений встречается с молодежной, разговорная — чуть ли не со слэпстиком (почти все эпизоды бубнящего Эдуарда: как он визжит на каньонинге! а надевает пластинки на зубы! а как поет в в караоке!). Однако чистой комедией фильм Брака не назовешь, ведь тут, как в любом хорошем фильме, смех соседствует с грустью, а безудержное летнее веселье пронизано меланхолией.
«На абордаж!» попал в список 10 лучших картин 2021-го по мнению редакции журнала Cahiers du Cinèma, и это, конечно, большое достижение, учитывая, каким ярким был прошедший киногод. Удивительно, что он не теряется из-за скромного бюджета или неизвестных актеров, а благодаря центральной песне Aline и вовсе рифмуется с самым популярных фильмом прошлого года об экспортной Франции — «Французским вестником»Уэса Андерсона. В «Вестнике» ее слушали клишированные французские юнцы, в «На абордаж!» поют французы настоящие.
В том же Cahiers du cinèma отметили, что фильм в совершенстве использует натуру. Ребята ездят на горных велосипедах, купаются в реке, занимаются каньонингом. В самом начале четко заявляется локация — кемпинг между Монтелимаром и Валансом, на северной границе Прованса. Здесь виднеются Альпы и текут реки, но снимают в этих местах не так часто, как в тех же пригородах Марселя. Свежесть и новизна в фильме Брака не только в лицах, но и в местности.
Фильмы режиссера постоянно сравнивают с работами французского классика Эрика Ромера, который тоже снимал легкие и ненавязчивые, меланхоличные и несколько дидактические фильмы, которые складывались в сборники. Режиссеров роднит настроение, легкость (кто-то называют ее обманчивой, но нет, она настоящая), мягкая ненавязчивая интеллектуальность, погода, в конце концов. Даже шрифты в «Июльских сказках» Брака были прямиком из ромерского «Колена Клэр». Однако Брак, в отличие от Ромера, не делает никаких основательных выводов. Вчерашние обещания уехать ничего не стоят, перед титрами начнется новый день, в котором развернутся новые истории. А с последствиями вчерашних решений разберемся как-нибудь потом.