Мяу-котострофа: Рецензия на анимационный фильм «Течение»
К концу 2024 года мультфильм латвийского режиссера Гинтса Зильбалодиса, словно кот-чемпион, обзавелся целой россыпью медалек. Четыре награды французского анимационного фестиваля в Анси, награда Европейской киноакадемии, премии самых разных сообществ кинокритиков, топы лучших фильмов года в самых разных изданиях, номинация на «Золотой глобус» и почти неминуемая номинация на «Оскар». И это всё за приключения котика. Разбираемся, что же такого замечательного в анимационном фильме «Течение».
В мире, где больше нет людей (куда они подевались, никто не объяснит), гуляет обычный домашний кот породы то ли русская голубая, то ли корат. Он продолжает жить в доме хозяина-скульптора и привычно спать в его кровати, пока однажды не приходит большое наводнение. Спасаясь от воды, поглотившей и дом, и лес, и даже холмы, котик прыгает в парусную лодку, в которой уже странствует флегматичная капибара. Они дрейфуют, отдавшись течению, и подбирают по пути других пострадавших: лемура, обожающего побрякушки; назойливо дружелюбного золотистого ретривера; большую птицу, похожую на птицу-секретаря, только без черных маховых перьев. У каждого свой темперамент и привычки, так что в пути зверям не без скандалов приходится искать общий язык — и не все найдут.
Разговаривают животные каждый на своем языке, но в целом более-менее понимают друг друга. Субтитров на человеческий нет, так что аудитории придется догадываться о том, что имеют в виду герои, когда мяукают, лают или пищат. «Течение» не назовешь немым фильмом, но на вербальную информацию при его восприятии опереться не выйдет. Только язык образа и действия, только хардкор. При этом зритель может неожиданно для себя обнаружить, что фильм захватывает и без всяких слов.
Замечательно, что режиссер чувствует себя в таком формате превосходно, как рыба в воде, лемур в джунглях, птица в небе. Гинтс Зильбалодис дебютировал в полнометражной анимации в 2019 году с мультфильмом «Таинственный остров». Фильм был немым, однако страдал от неловкого темпоритма. Внимание к себе он привлек другой особенностью: Зильбалодис создал его полностью в одиночку, что для анимации почти немыслимо. Картину даже заявляли на «Оскар» от Латвии, но она не прошла в номинацию, тем не менее некоторое изумление в тесном кругу ценителей произвела. С тех пор прошло пять лет, и рост режиссера чувствуется в каждом кадре.
Во-первых, он наконец-то обзавелся небольшой командой и часть работы по анимации фильма отдал студиям во Франции и в Бельгии. Во-вторых, налицо гигантский прогресс в гармонизации темпоритма: действие замедляется и ускоряется так филигранно, что мастера кунг-фу прослезятся. К этому стоит добавить отличную операторскую работу, которую режиссер оставил за собой. Еще в первом фильме чувствовалось, что Зильбалодис и кинематографичность будут большими друзьями.
В новой постановке автор разгулялся не на шутку, несколько шокировав аниматоров: им пришлось работать с непривычными для мультфильмов кадрами длиной до пяти минут (без монтажных склеек). Есть подозрение, что постановщик на этом не остановится, но это будет уже совсем другая история. Помимо всего прочего, у режиссера-оператора отличное чувство композиции, а характер главного героя диктует свои правила «съемки». В результате имеем роскошные проходки, снятые с нижнего, кошачьего ракурса, экшен и медитацию в подводных сценах, уютные кадры из-под палубы.
Поскольку фильм очень бюджетный (всего 3,5 миллиона евро), персонажная графика довольно скромна: у нее резкие тоновые переходы и необходимый минимум деталей. То есть никакой шерстинки к шерстинке, только общие объемы. Однако именно это ограничение работает на руку Зильбалодису, поскольку смещает визуальные акценты с формы на движение.
Здесь режиссер сделал ставку на натуралистичность. Несмотря на то, что в отдельных моментах анимация могла быть точнее и наблюдательнее, чаще всего вас не покидает ощущение реальности персонажей. Золотистый ретривер вообще безупречен, с котом чуть сложнее, но в основном здорово, к тому же ему помогают очень выразительные глаза. Одним только сужением и расширением зрачков он может передать целый спектр эмоций. Когда кот в кадре, если позволяет физиология, его яркие желтые глаза обязательно будут видны. В эпизодах, где герой почти сливается с местностью, это выглядит особенно эффектно.
Язык тела оказывается здесь невероятно важным, а поскольку люди-зрители лучше всего знают кошек и собак, эти герои проработаны правдивее всего. Гораздо больше вольностей автор позволил себе с воплощением капибары, лемура и птицы. Также придется смириться с фактом, что в мультфильме животные несколько умнее, чем в реальности, и довольно быстро освоили, например, как управляться с румпелем лодки. Это позволило создать несколько важных для сюжета сцен. Все-таки «Течение» — художественное произведение, а не документальный фильм о животных. Зато к анимации героев, управляющих лодкой, мультипликаторы подошли со всей физиологической ответственностью, не позволив им совершать те движения, на которые они не способны.
Лодка почти постоянно находится в движении, и мимо героев проплывают пейзажи затопленного мира. По сравнению с персонажной графикой окружение проработано более подробно, но с импрессионистической живостью. Герои странствуют по зачарованному, условно-символическому царству, где смешались Восток и Запад, что-то похожее на венецианские улицы и храмовые комплексы откуда-то из Камбоджи, великая скала и морское чудовище с вайбами рыбы из «Ежика в тумане». Так что животные в пути переосмысливают себя не только через преодоление трудностей нового мира, но и через мистический опыт, который при желании можно разгадывать.
Смотреть мультфильм можно вместе с детьми, однако интереснее он будет все-таки публике старше 16 лет. Творение Зильбалодиса требует от зрителей наблюдательности и некоторого опыта в интерпретации поведения животных. «Течение» довольно уникально в жанре фильмов-катастроф, ведь мы гораздо активнее переживаем за героев-животных, чем за людей. А тем более охотно болеем за котика, который боится воды. Поэтому, несмотря на ярко выраженный авторский стиль, картина способна полюбиться широкому кругу зрителей. Ей действительно есть что предложить.