«Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»: Снайдер, где режиссерская версия?
На Netflix вышел фантастический боевик Зака Снайдера «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня». Это первая часть обещанной дилогии. Продолжение выйдет на стриминге примерно через полгода. Рассказываем, что получилось у автора «Хранителей» и «Лиги справедливости» после сложения «Звездных войн» и «Семи самураев».
Можно ли в 2023 году выдать совершенно новое кино с новыми персонажами, новой сюжетной линией и новыми, никем ранее не виданными мирами? Редкая оригинальная птица долетает до массового зрителя в наше время, и «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» Зака Снайдера, к сожалению, к таким не относится. Также фильм нельзя отнести к законченным, поэтому, если вам важно получить какой-то катарсис в финале, дождитесь 19 апреля 2024 года, когда выйдет вторая часть.
Пока не начались спойлеры, стоит отметить, что шедевром «Дитя огня» назвать никак нельзя, но при этом его нельзя ругать до посинения, как это делали американские критики после пресс-просмотра. Особенно мощно, практически под орех разделывает фильм Дэвид Эрлих из IndieWire, и лейтмотивом его рецензии звучат фразы «мне было ужасно скучно» и «всё это мы уже видели». Отчасти Эрлих прав, но аргумент о скуке никак не свидетельствует о качестве фильма, он говорит исключительно о критике, который, как известно, не очень-то любит мейнстрим, предпочитая фестивальное и авторское кино. Однако давайте ближе к делу.
Идея «Мятежной Луны» пришла к Снайдеру в конце 1980-х, когда он учился в колледже дизайна ArtCenter в Пасадене. Ему поручили задание — создать однострочный сюжет, и будущий режиссер выдал такое: «„Грязная дюжина“ в космосе». Тогда идея так и осталась идеей, но в голове Снайдера она пустила корни и постепенно обросла деталями. В какой-то момент она едва не легла в основу «Звездных войн» — Снайдер обсуждал ее с продюсером Кэтлин Кеннеди еще до покупки компании Lucasfilm конгломератом Disney.
Внимание! Дальше в тексте будут спойлеры сюжета фильма! Если вы хотите их избежать, можете промотать текст до финального вывода, он будет после фотографии с роботом.
Впрочем, сюжет отдает одновременно как «Звездными войнами», так и классикой кинематографа, но не «Грязной дюжиной», а «Семью самураями». С другой стороны, Акира Куросава вдохновлял и Джорджа Лукаса, поэтому влияние эстетики этих фильмов видно в «Мятежной Луне» особенно четко. В маленькую деревню на планете Вельд прилетает генерал Ноубл (Эд Скрейн) и заявляет старосте (небольшое появление Кори Столла), что ему нужна его пшеница, чтобы кормить солдат, а вообще они ищут повстанцев, брата и сестру Кровавый Топор. Староста заверяет, что зерна нет, однако заведующий сельхозработами Гуннар (Михил Хёйсман — забавно, что Снайдер объединил в одном кадре актеров, снявшихся в одной и той же роли в «Игре престолов») выбалтывает, что его было с избытком, только всё кончилось. Итог печальный: староста убит, всю пшеницу надо отдать, генерал пускается в путь, оставляя в деревне своих бойцов и робота с голосом Энтони Хопкинса.
Очень забавна реакция жителей, ни разу не сталкивавшихся с деспотией Империи (в оригинале там «Материнский мир» (Motherworld), но давайте для краткости остановимся на Империи). Мол, мы сейчас покажем, как классно обрабатываем землю, и они нас не тронут! Увидят, что мы работаем хорошо, да и умеем больше их, и солдаты всё поймут и отстанут. Лишь одна жительница деревни, суровая Кора (София Бутелла), понимает, что ничем хорошим это не обернется, и начинает собирать вещички, чтобы сбежать куда подальше. Конечно, она останется, чтобы остановить нападение на миловидную девушку, и, забрав с собой воздыхателя Гуннара, отправляется на поиски генерала Тита (Джимон Хонсу) — вдруг он сможет остановить армию противников.
Пока Снайдер вводит зрителя в свои миры, рассказывая, кто на самом деле Кора, всё хорошо. Боевыми умениями девушка обязана подготовке, которую прошла под руководством нынешнего регента, кровавого полководца, вырезавшего всю ее семью, когда ей было девять лет. Приемная дочь тирана, сбегающая от него, чтобы восстать? Этот сюжет мы тоже видели, но без Бутеллы, а она слишком хорошо двигается в кадре, благодаря балетному прошлому, чтобы списать ее со счетов: всё же Снайдер умеет идеально подбирать актеров в свои проекты. И София Бутелла в имперских доспехах или форме с суперкороткой стрижкой так же органична, как Генри Кавилл в сине-красном трико Супермена.
Как только Кора начинает собирать команду (зачем вообще она собирает команду? Она же полетела за Титом!), фильм начинает хромать. Бар в космопорте обходится без джаз-банды, но в нем есть ряд инопланетян, в том числе и очень интересный мозговой слизень, прицепленный к полуживому человеку и общающийся через него. Честно говоря, хотелось верить, что слизень присоединится к Коре и Гуннару, но к ним после небольшой заварушки добавляется герой Чарли Ханнэма, некто Кай, местный Хан Соло. Странно, что Кора доверяет ему, странно, что она вообще на весь бар орет: «Я ищу генерала Тита!», странно, что она запросто справляется с отрядом вояк, но трех непонятных и нетренированных инопланетян победить одна не в состоянии.
Странности преследуют фильм и дальше. Резкий разворот в систему, где Каю надо забрать какого-то незнакомца, насолившего Империи. Тарак (очень эффектный Стаз Нэйр) получит свободу при условии, что укротит похожего на гиппогрифа (без шуток, он даже ему кланяется!) бенну, и Снайдер снимает свою версию подрейсинга из первого Эпизода, заставляя бедного Тарака колотиться об скалы и ущелья. К сожалению, планета, по которой летит бенну, не отличается разнообразием, смотреть там решительно не на что. И когда компьютерное животное ломает четвертую стену, глядя на зрителя, кажется, будто оно хочет предупредить о чем-то. О чем же?
Два слова: режиссерская версия.
Когда Снайдер оговорился о существовании режиссерской версии блокбастера «Лига справедливости», интернет встал на уши, вытряхивая эту копию из студии Warner. И эта версия увидела свет, параллельно запустив стриминг-платформу HBO Max, принадлежавшую студии. Поскольку Netflix выдал первую часть дилогии Снайдера в кинотеатрах, то потребовал, чтобы копия была PG-13 (потому вы и не поймете, что делают щупальца с телом Эда Скрейна в его каюте). В защиту режиссера предоставим ему слово. «Это не расширенная версия фильма, это совершенно другой фильм», — говорит Снайдер в своем интервью AP, и ему веришь, поскольку 2 часа 15 минут, просмотренные на Netflix, кажутся трейлером чего-то более мощного.
Я не верю, что Снайдер просто бросает нас к Немезиде, героине Пэ Ду-на, чтобы понаблюдать ее схватку с огромной паучихой с телом женщины (Джена Мэлоун), не устроив зрителю экскурсию по планете, где добывают кобальт. Иначе зачем это знать? Я не верю, что у Снайдера настолько беззубые боевые сцены — особенно это касается всё той же схватки с паучихой (как же она похожа на героиню комикса «Сага»!), где Немезида двигается совсем не как повелительница мечей. Его знаменитый слоу-моушн стеснительно выглядывает из-за угла, чтобы вы просто лучше рассмотрели картинку, но ахнуть при этом не получится. Потому его и немного? Кто знает. Но при этом Снайдер, отказавшийся от услуг оператора, снимавший весь фильм сам, умеет сделать глазу приятно и красиво, что уже само по себе здорово. Даже если диалоги из фильма убрать (а иногда это очень хочется сделать), всё будет понятно и без них, благо визуально Снайдер работает, как всегда, великолепно.
Теперь, когда спойлеры позади, осталось только погрустить о сложившейся в киноиндустрии ситуации. «Мятежная Луна» стала бы отличным сериалом, но сериал в кинотеатрах не покажешь и на «Оскар» не выдвинешь. Снайдер, планирующий выпускать целую вселенную по «Мятежной Луне» — от режиссерской версии до короткометражных анимационных фильмов, подкастов и книг, — делает большую ошибку, представляя зрителю свою историю неполноценной. Ведь если не понравилось начало, зачем смотреть продолжение? И уж тем более зачем нужна режиссерская версия? К сожалению, Netflix не сообщает, когда выпустит ее, но после просмотра определенно захочется вернуться к этому проекту, чтобы сравнить видение режиссера с версией для отдела маркетинга.
В конце концов, в Голливуде только Зак Снайдер и Кристофер Нолан делают авторские блокбастеры. Может быть, еще Дени Вильнёв, но точно ответит продолжение «Дюны».