«Мой Марчелло» с Кьярой Мастроянни: Дешевая копия копии
В российский прокат выходит драма «Мой Марчелло» — новый фильм Кристофа Оноре с Кьярой Мастроянни в главной роли. По сюжету актрису задевают на съемочной площадке, после чего она «превращается» в отца. Разбираемся, почему «Мой Марчелло» не вызывает никаких сильных эмоций.
Кьяра — дочь великих актеров прошлого века, Марчелло Мастроянни и Катрин Денёв. Как и ее родители, девушка снимается в кино и перемещается, как правило, между площадками и пробами. Худшее, что можно сказать ей во время съемок и репетиций, — сравнение с образами отца и матери. На одном из проектов режиссер пересекает ту самую красную линию: «Понимаешь, мне нужно больше Мастроянни, чем Денёв».
«Я думала, что вам нужна Кьяра», — отвечает актриса и уходит на перерыв. Чуть позже Кьяра действительно предстанет в образе отца. Девушка примерит темный короткий парик, шляпу-федору и очки в толстой оправе: вылитый Марчелло времен «8 с половиной» Федерико Феллини. Собственно, с этого момента Кьяра будет просить всех окружающих, включая родную мать (Катрин Денёв также играет себя), звать ее Марчелло.
К Феллини Оноре отсылает будто намеренно: фильм начинается рядом с фонтаном Треви, где расположилась (пока еще) Кьяра в одеяниях точь-в-точь как у Аниты Экберг из «Сладкой жизни». К знаменитому фонтану ближе к концу Кьяра вернется уже в образе отца — и окажется в отделении полиции. «Какой-то сумасшедший забрался в фонтан Треви и не хочет выходить», — возмутятся правоохранители, которых вызвали к месту происшествия неравнодушные граждане.
Реакции окружения актрисы разнятся — от подыгрывания до возмущения. Многие и правда видят в дочери выразительные черты отца. Умение настоящего Мастроянни «научить животных петь» будет проверено на записи ток-шоу в Риме, куда Кьяру в образе Марчелло позовут ушлые продюсеры, разыграв эмоциональную сцену. Чего именно добивается Кьяра, облачившись в отца, — загадка. Истинные мотивы актрисы остаются непроговоренными — не помогают ни посиделки в кругу друзей и близких, ни экспрессивные споры с матерью.
Большую часть фильма кажется, что перед нами лишь запоздалый юношеский бунт против взрослых, который в режиме 24/7 не забывает напоминать, что ты никогда не прыгнешь выше звезд. Стоит отметить, что актерские работы (в первую очередь самой Кьяры Мастроянни и, конечно, Катрин Денёв) в фильме на высшем уровне. За неторопливым действием, которое в принципе не имеет здесь особого значения, хочется следить в первую очередь ради них. Появление и Мастроянни, и Денёв в кадре — настоящий праздник для глаз и ушей.
Примечательно, что Оноре и Кьяра Мастроянни уже работали вместе. В 2019 году актриса получила приз за лучшую женскую роль в секции «Особый взгляд» Канн (за фильм «Одной волшебной ночью»). В новой картине завсегдатая Каннского фестиваля Оноре Кьяра старается ничуть не меньше. Однако жюри под председательством Греты Гервиг в 2024 году оставило «Моего Марчелло» без наград.
Визуально «Мой Марчелло» не слишком выразителен и примечателен. Кратковременные диалоги перебиваются обыкновенными восьмерками. На крупные планы оператор Реми Шеврен («Дела человеческие») не слишком уповает, как правило, держась на некотором отдалении от персонажей. Камера фиксирует то беседы в кафе, то блуждания Марчелло по улочкам Рима и Парижа без особого внимания к деталям.
Удручают и второстепенные сюжеты, которые, словно спрут, раскинули свои щупальца на двухчасовой хронометраж. В роли самих себя в картине появляются итальянские и французские актеры разной степени значимости — Мельвиль Пупо, Фабрис Лукини, Бенжамин Бьоле и Николь Гарсия. От последней Кьяра, например, и слышит роковое сравнение, после которого меняет внешний облик. Лукини как умеет пытается утешить девушку: «Кажется, между нами пробежало что-то теплое. Может, это дружба?» Более нелепого партнера во время кинопроб трудно представить.
Кроме виртуозного перевоплощения Кьяры в образ отца, фильму нечего больше предложить. Не будет здесь ни наставляющих речей, ни сокрушительных сюжетных поворотов, ни зрелищного экшена, ни даже остроумных диалогов. Каждый из представленных персонажей пытается изображать угрюмо-задумчивое выражение лица, да и только. Никто не ведет нас по волнам памяти и не пытается что-либо объяснить. Кьяра Мастроянни в темных очках просто копирует отца, наугад вставляя итальянские слова в свою речь.
Событий «Моего Марчелло» хватает только на игровой короткий метр. За растянутыми на два часа страданиями эксцентричной актрисы, живущей в тени знаменитых родителей, не скрывается абсолютно ничего. Кроме разве что стремления Кристофа Оноре снова оказаться на Лазурном Берегу с томной драмой о страдающих непо-бейби, которые рефлексируют по поводу своей знаменитой фамилии.