«Мизантроп»: Смотрю в тебя, как в зеркало
В подписке Okko — детективный триллер «Мизантроп» с Шейлин Вудли и Беном Мендельсоном в главных ролях. История расследования массового убийства, произошедшего в новогоднюю ночь в самом центре города под звуки праздничного фейерверка. Разбираемся, каким получился триллер режиссера, до этого снимавшего в основном черные комедии.
Дамиан Сифрон стал известен во всём мире благодаря фильму «Дикие истории» (2014) — антологии из шести эпизодов о людях, потерявших контроль над своим гневом. «Дикие истории» отметили множеством наград и номинацией на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», такого успеха, похоже, создатели не ожидали. Тем не менее после триумфа Сифрон пропал с радаров и вот, спустя почти 10 лет, вернулся с детективным триллером о стрелке-психопате — своей первой англоязычной лентой. Главная роль досталась Шейлин Вудли, звезде мини-сериала «Большая маленькая ложь» (2017) и франшизы «Дивергент». К ней присоединились Бен Мендельсон и Ральф Айнесон. Вудли также выступила в роли продюсера вместе с Аароном Райдером («Прибытие», «Донни Дарко»).
То, что зрителей ждет процедурал, ясно из оригинального названия фильма — «Поймать убийцу». Его сценарий Сифрон написал в соавторстве с Джонатаном Уэйкхэмом на основе собственного рассказа. Новогодняя ночь в Балтиморе. Офицер полиции Элеонора Фалько (Вудли) получает сообщение о стрельбе. Прибыв на место, она и другие полицейские обнаружили 29 тел, расстрелянных с большого расстояния из старой снайперской винтовки. Пока криминалисты выясняют, откуда вел огонь убийца, в предполагаемой квартире происходит мощный взрыв, уничтоживший улики и оставивший полицию ни с чем. Тем не менее даже в таком хаосе Элеонора проявляет хладнокровность и нестандартность мышления, указывая агентам на единственный уцелевший предмет, где можно найти ДНК убийцы, — унитаз. Обследовав его, они выясняют, что у убийцы дефицит железа, указывающий на вегетарианскую диету, — пазл начинает складываться. На следующий день, болтая с коллегой на кухне участка, Элеонора размышляет о личности преступника, ее доводы слышит Джеффри Ламарк (Мендельсон), агент ФБР, руководящий расследованием. Впечатленный проницательностью молодого офицера, Ламарк вербует Элеонору к себе в помощники. Им предстоит составить портрет преступника и просчитать его мотивы. Офицер Фалько неспроста проявляет такие навыки — ее сложное прошлое и психологические проблемы позволяют девушке лучше других понимать, что движет глубоко травмированным человеком.
В фильме то и дело акцентируется одиночество Элеоноры: показывают квартиру, в которой ее ждет только кошка, тренировки в пустом бассейне, регулярные намеки на сложное прошлое героини, подробности которого, впрочем не раскрываются. Вместе с этим фоном идут комментарии о гениальности Элеоноры от руководителя расследования, что не вяжется с кадрами, в которых героиня приносит всем коллегам кофе или печатает копии отчета к совещанию, выполняя, по сути, канцелярскую работу. Еще больший конфуз вызывает просьба Ламарка успокоить плачущего ребенка подозреваемого, и, вместо того чтобы участвовать в допросе, Элеонора уходит нянчиться с младенцем (вряд ли такое прокатило бы со Стеллой Гибсон из «Краха»). Образ одинокой и талантливой женщины в патриархальных структурах вроде полиции стал общим местом со времен по крайней мере Кларисы Старлинг из «Молчания ягнят». Его блестяще воплотили Джоди Фостер, Джиллиан Андерсон в «Крахе», Анна Торв в финчеровском «Охотнике за разумом». Создатели «Мизантропа» буквально цитируют черты этих героинь в Элеоноре, но в единый образ всё это не складывается. Героиня Вудли воспринимается скорее недоработанной, чем загадочной, а в ее проницательность и сложность приходится верить на слово.
Одна из важных тем предыдущего фильма Сифрона — это выбор и его последствия. Он наглядно демонстрирует, как одно кажущееся незначительным решение может привести к череде разрушительных и кровавых событий. Но если в «Диких историях» всё это преподносится в абсурдистском и цинично-комическом ключе, то в «Мизантропе» уже не до смеха. Причем обескураживают не столько даже деяния весьма продуктивного стрелка-убийцы, сколько реакция и неадекватное поведение людей во власти, вставляющих детективам палки в колеса. Полиция сама то и дело бросается не за теми подозреваемыми, что приводит к еще большему числу жертв. Но хуже всего выглядят городские власти, заботящиеся о своей репутации больше, чем о безопасности людей. Например, Ламарка под давлением вынуждают подписать отказ от комендантского часа, который совершенно необходим в такой ситуации, а потом его же делают крайним.
Как и в «Диких историях», Сифрон продолжает обличать несовершенства социального и политического устройства, коррупцию и некомпетентность власть имущих, ксенофобию и нетерпимость. В какой-то момент фильм о массовом убийце трансформируется в социальную драму о прогнившей системе и людях, пытающихся сделать хоть что-то правильно. Героиня Вудли выступает здесь зеркальным убийце персонажем. Не зря она так хорошо понимает каждый его шаг, ведь Элеонора и сама когда-то была на грани, в ее личном деле — неконтролируемая агрессия, зависимость от веществ, попытки суицида (удивительно, как с такой историей она умудрилась попасть в органы безопасности). Единственная разница между ними заключается в том, что прошлое стрелка и психологические проблемы толкнули его на путь убийцы, а не менее трагичное прошлое Элеоноры привело ее на путь служителя закона и принципиального борца за справедливость.
Образ и мотивация стрелка при этом тоже вызывают вопросы. Намеренно или нет, он вобрал в себя чуть ли не все штампы экстремистских борцов за всё хорошее против всего плохого. Он и вегетарианец, борец за права животных, антикапиталист, противник частной собственности, и просто измученный человек, не получивший вовремя психологическую помощь, ищущий тишины и покоя, а тут все эти люди со своими фейерверками и дронами. Очевидно, что его мотивы не так важны, как те пороки системы и общества, которые оголились в попытке поймать его. В финале Элеонора даже называет настоящим убийцей высокопоставленного агента ФБР, который пытается замять неприглядные подробности операции.
В «Мизантропе» есть всё, что мы ждем от любого хорошего детектива: здесь и коп-одиночка со странностями, и начальник-наставник, разглядевший в неприметном офицере талант, сопротивление системе и ее триумфальное обличение. Тем не менее из-за общего ощущения недоработанности сценарных линий и самих персонажей, которую не всегда компенсирует хорошая игра главных актеров, возвращение Сифрона едва ли можно назвать триумфальным. В фильме хоть и ощущается классический сифроновский взгляд (слегка), но уморительных хохм в духе «Диких историй» и неожиданных поворотов от «Мизантропа» ждать не стоит. Режиссер в попытке быть серьезным создал не слишком выдающийся, но довольно уверенный жанровый фильм с соблюдением канонов и выдержанной интригой.