«Мемуары улитки»: Долгая счастливая жизнь?
Один из лучших анимационных фильмов 2024 года — «Мемуары улитки» Адама Эллиота, автора не менее чудесной картины «Мэри и Макс.». Мультфильмы напрасно принято считать развлечением для детей. Эллиот снимает меланхоличные трагикомедии об одиночестве, депрессии, несбывшихся мечтах и злобе. Однако мрачное повествование сопровождает черный юмор, так что в конце тоннеля все-таки брезжит свет надежды. Фильм выйдет в отечественный прокат 27 февраля. Объясняем, почему «Мемуары улитки» точно не стоит пропускать.
Одинокая женщина средних лет Грейс попрощалась с умершей у нее на глазах пожилой подругой Пинки, последние годы страдавшей болезнью Альцгеймера. Это была далеко не первая смерть в жизни Грейс. Теперь она сидит на скамеечке и вспоминает детство и юность. Верная слушательница — любимая улитка Сильвия.
Грейс появилась на свет вместе с братом-близнецом Гилбертом в Мельбурне в 1970-х. Мама Энни умерла при родах. Воспитанием детей занимался отец-француз Перси, бывший жонглер, уже много лет прикованный к инвалидной коляске и злоупотребляющий алкоголем. Гилберт, как и папа, хотел стать уличным артистом и поражать парижан, а еще был пироманом. В школе брат всегда защищал сестру с заячьей губой, любившую улиток. На Грейс обожали нападать хулиганы. Когда отец умер, близнецов разлучили. Грейс удочерила пара эксцентричных свингеров из Канберры, которые верили в чудодейственную силу книг по самопомощи, но не очень интересовались воспитанием ребенка. Гилберту повезло еще меньше. Он попал в семью религиозных фанатиков с яблочной фермы, которые жили в строгости и не гнушались использованием детского труда. Гилберт и Грейс обменивались письмами с разных концов Австралии в надежде в скором времени воссоединиться.
Австралиец Адам Эллиот — большая звезда в мире анимации. Короткий метр «Харви Крампет» принес режиссеру премию «Оскар». Дебютный полный метр «Мэри и Макс.», снятый в 2009-м, победил на престижнейшем фестивале в Анси и пошумел на «Сандэнсе» и Берлинале. Сегодня картина о необычных друзьях по переписке по праву считается одним из лучших мультфильмов XXI века. «Мемуары улитки», второй полный метр австралийца, который поклонникам его творчества пришлось ждать долгих 15 лет, лишь подтверждают талант Эллиота. Фильм успел снова победить в Анси, номинирован на «Золотой глобус» и должен претендовать на «Оскар».
Эллиот работает в технике стоп-моушн-анимации и с пластилином. В кадре превалируют желтоватые и коричневые тона. Если вы видели «Мэри и Макса.», то с первого же кадра «Мемуары улитки» покажутся вам знакомыми. Вроде бы забавные пластилиновые фигурки оттеняют мрачность повествования. Роднит фильмы не только стилистика, но и содержание. В первом полном метре Эллиот рассказывал о переписывавшихся девочке из Австралии и немолодом еврее из Нью-Йорка. Оба чувствовали себя одиноко и поддержку находили на другом конце света, в человеке, которого даже никогда не видели вживую. Переписка наполняла сердца героев теплом и позволяла двигаться дальше, преодолевая ежедневные трудности. В «Мемуарах улитки» формально одна главная героиня — Грейс. Однако в своем рассказе большое внимание она уделяет и брату Гилберту, и ближайшей подруге Пинки. Зрителям становятся известны биографии трех персонажей. Поскольку мы знакомимся с Грейс в минуту трагедии, на предыдущие года она смотрит меланхолично, однако не забывает и про редкие счастливые минуты. Всё повествование пропитано юмором, так что зритель едва ли сам впадет в депрессию, хотя судьба рассказчицы — череда личных трагедий.
Самое радостное время в жизни большой любительницы улиток — детство, хоть и длилось оно не так долго. Парализованный отец и брат с сестрой всегда жили в нищете, но не унывали и поддерживали друг друга. Родственники катались на американских горках, все вместе читали книжки и смотрели кино. Тогда по крайней мере Грейс не чувствовала себя одиноко и знала, что в трудную минуту на помощь придет Гилберт. После расставания с братом жизнь сестры изменилась в худшую сторону, пропало чувство дома, а рядом, до встречи с Пинки, не было по-настоящему близких друзей.
Грейс не только любит улиток — живых и в виде различных фигурок и сувениров, но и постепенно сама забралась в уютную раковину, забыв о внешнем мире. Женщина не снимает шапку улитки, которую ей связал еще отец. И, с одной стороны, это трогательно, а с другой, течение времени для Грейс давно остановилось. На контрасте Пинки и на старости лет живет на полную катушку и призывает подругу не бояться пробовать новое, ошибаться, искать себя, разочаровываться, но и радоваться. Режиссер вместе с забавной приятельницей Грейс обращается ко всем зрителям и напоминает о краткосрочности отведенного нам срока и необходимости не откладывать ничего на завтра, а просто наслаждаться моментом. Меланхоличная трагикомедия вовсе не дидактична, но вывод напрашивается сам собой.
Жизнь у Грейс выдалась тяжелая, полная неприятных сюрпризов, но и ей на пути встретились заботливые чудаки, милые сумасшедшие и даже судья, который не один месяц ночевал на улице. Мир вокруг полон сюрпризов. Эллиот, подобно Тиму Бёртону или Аки Каурисмяки, пишет оду обаятельным маргиналам, выброшенным на обочину судьбы. «Мемуары улитки» — разбивающая сердце драма, гомерически смешная комедия и один из самых теплых фильмов 2024 года, ведь в конце всё равно будет свет. Смеяться и плакать не возбраняется.