Опубликовано 27 сентября 2023, 09:24
4 мин.

«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: Плоды зла

Поделиться:
«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: Плоды зла

В российском прокате идет неуютный и неторопливый кровавый хоррор «Мегаломаньяк. Реинкарнация». Отталкиваясь от реальной истории Мясника из Монса, режиссер Карим Уэлхаж придумывает биографию детям серийного убийцы, которые росли и формировались в адском доме. Объясняем, кому может понравиться фильм в жанре torture porn, и вспоминаем ярких предшественников картины.

В 1996 и 1997 годах в окрестностях бельгийского города Монс были найдены пластиковые мешки с отрезанными частями женских тел. Принадлежали они пятерым жертвам. Жестокого убийцу так и не нашли, а дело осталось одним из самых громких нераскрытых в истории Бельгии. Маньяк то ли умер, то ли куда-то исчез, зато подросли его дети. Сын Феликс (Бенжамен Рамон) продолжает дело отца и отлавливает одиноких девушек на пустынных дорогах. Его забитая сестра Марта (Элайн Шумахер) страдает от диабета, регулярно принимает таблетки, которые не дают ей сойти с ума, и боится поднимать голову и смотреть брату в глаза. Девушка работает уборщицей на фабрике, а однажды ее насилуют двое подонков. С этого момента Марта перестает пить таблетки и превращается в монстра.

«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: Плоды зла

Фильм открывают титры, кратко пересказывающие историю Мясника из Монса. Более 25 лет назад в окрестностях тихого бельгийского города действительно были совершены жестокие преступления, а убийца так и не понес наказания. Никто точно не знает, что с ним случилось, но зверства в Монсе прекратились. Малоизвестный бельгийский режиссер Карим Уэлхаж достраивает реальность, допридумывает историю убийцы. Учитывая, что, похоже, правду мы никогда так и не узнаем, то почему бы и нет?

«Мегаломаньяк. Реинкарнация» победил на прошлогоднем фестивале Fantasia в Монреале, был показан в Ситжесе и на других важных жанровых смотрах. Бельгийская картина наследует направлению, которое получило название «новый французский экстрим». Яркими представителями жанра являются «Граница» Ксавье Жанса, «Мученицы» Паскаля Ложье и, конечно, «Кровавая жатва» Александра Ажа. Это предельно натуралистичные кровавые фильмы, в которых жертв маньяков долго и мучительно пытают. Для подобных сцен существует специальный термин — torture porn. На нулевые вообще пришелся расцвет хорроров подобного толка. В Штатах выходили «Хостел», «Дом восковых фигур» и «У холмов есть глаза».

«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: Плоды зла

Конечно, со временем фильмы ужасов заметно трансформируются, но не исчезают совсем и старые добрые кровавые картины, в которых одержимость насилием и нездоровое увлечение расчленением возведены в абсолют. Франшиза «Пила», например, продолжается по сей день. Правда, в детище Джеймса Вана и Ли Уоннелла большую роль играет жестокий квиз на смерть, который устраивает своим жертвам маньяк. Ничего подобного в «Мегаломаньяке. Реинкарнации» нет. Здесь у пойманных Феликсом жертв шансов нет никаких. Вопрос только в том, сколько времени девушки просидят на цепи, прежде чем убийца начнет разрезать их плоть. Про «подвиги» Марты рассказывать не будем.

Уэлхаж с первых минут погружает зрителей в кошмарный морок. Цвета в кадре приглушены, даже днем свет едва проникает в огромный обветшалый особняк, в котором живут Феликс и Марта. Здание совершенно не подходит для нормального существования, но в детях Мясника из Монса изначально прорастает адское семя, им не до привычных благ. Рано или поздно корни дадут о себе знать. Трудно сказать, могли бы как-то измениться Феликс и Марта, если бы обратились к специалистам-психологам. Бельгийский постановщик героям такой возможности не дает. По Уэлхажу, дьявольские наклонности передаются по наследству, так что не очень важно, что на самом деле случилось с Мясником из Монса. Раз его дети живы, обитатели окрестностей не могут спать спокойно.

Бельгийский автор рисует довольно схематичный мир. Есть дом, где обитают Марта с Феликсом, и есть фабрика, на которой трудится дочь Мясника из Монса. Вокруг серые леса и поля. Полиции словно бы нет, пропадающих девушек никто не ищет. Будто бы в Бельгии это происходит сплошь и рядом. Возможно, поскольку зрители смотрят разворачивающуюся на экране историю от лица Марты, перед нами столь куцая реальность. Девушку весь фильм мучают страшные то ли галлюцинации, то ли воспоминания. В особняке годами творится ужас, и на стенах словно бы остался отпечаток. Марта видит фигуры то ли в саже, то ли в запекшейся крови, а иногда является и улыбающаяся физиономия папаши. Жизнь Марты совершенно беспросветна, как и тональность повествования.

«Мегаломаньяк. Реинкарнация»: Плоды зла

Неторопливый сюжет прорезают шокирующие натуралистичностью кровавые сцены, которые сняты на дрожащую камеру. Словно бы оператор вместе со зрителями вот-вот готов упасть в обморок, глядя на последние конвульсии очередной жертвы. Но отвернуться от насилия камера тоже не может.

«Мегаломаньяк. Реинкарнация» — тревожное и зачастую омерзительное зрелище на большого любителя. Мы привыкли видеть довольно гламуризированные проекты о маньяках, где центральными персонажами становятся следователи, а зло чаще получает по заслугам. Хоррор Карима Уэлхажа предлагает встать на сторону явно нездорового серийного убийцы (или даже двух). И тут уже совершенно нет места для шуток. Бельгийская картина — кино одной жуткой ноты. Слабонервным лучше не пытаться испытать судьбу, а вот любители «нового французского экстрима» могут порадоваться, ведь жанр жив. Правда, во времена слоубёрнеров скорость нарастающего ужаса чуть снизилась. С ног сбивает теперь не поток крови, а невозможность противостоять злу, полная безысходность.

Новое в подписке

Лучшее в подписке