«Матиас и Максим» Ксавье Долана: Останемся друзьями
Рассказываем о новом фильме канадского режиссера, в котором он берет курс на взрослое кино.
Матиас (Габриэль Д`Альмейда Фрейтас) — молодой, подающий надежды юрист, который не уверен в правильности выбранной карьеры. Его лучший друг Максим (Ксавье Долан) — бармен, заботящийся о своей матери-бывшей наркоманке. Вскоре он должен уехать в Австралию, чтобы начать всё с чистого листа. Однажды друзья отправляются на вечеринку загород к их приятелям Риветтам, младшая дочь которых снимает студенческую короткометражку, вовлекая в процесс Матиаса и Максима. По сюжету парни должны поцеловаться. Этот короткий момент близости нарушает многолетнюю дружбу и приводит в смятение их обоих.
31-летний Ксавье Долан — буквально ребенок Каннского кинофестиваля. Шесть из восьми его фильмов были представлены в Каннах, а за картину «Мамочка» Долан даже получил приз жюри, который разделил с самим Жан-Люком Годаром. Но, как это бывает с любимыми детьми, критики Долана не щадят.
Звезда режиссера взошла в 2009 году с фильмом «Я убил свою маму», от которого публика была в восторге. Откровенная гей-драма положила начало тематике большинства будущих фильмов Долана. Как открытый гей Ксавье снимает о том, что знает хорошо и прочувствовал на собственной шкуре – о гомосексуальности, квирности, каминг-аутах, трансгендерах. Когда он снял картину «Это всего лишь конец света» об эксцентричной семье, сын которой приезжает домой, чтобы сообщить о своей болезни, критика разделилась. На пресс-показе в Каннах публика освистала фильм, хотя по итогу фестиваля Долан получил за него Гран-при.
Англоязычный дебют Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» и вовсе увяз в негативных оценках.
«Матиас и Максим» — последний на сегодняшний момент фильм Долана; он тоже был представлен в Каннах. И это, кажется, поворотный момент в карьере режиссера, который становится менее прямолинейным, более взвешенным, играет на полутонах и недоговоренностях. Сняв историю о том, как броманс двух вроде бы гетеросексуальных парней превращается в нечто большее, не столь платоническое, Долан оставил место для не только нежной чувственности, но и горькой меланхолии. Очевидно, что Матиас и Максим любят друг друга. Но в один момент эта, казалось бы, братская любовь разрушается появившимся желанием. И тут уже начинаются конфликты, ломается психология героев.
Матиас по натуре — горячий парень, альфа-самец, которому трудно признать в чем-либо слабость вообще. Гнев, торг, депрессия, принятие. Матиас проходит все стадии конфликта, изо всех сил сопротивляясь искушению.
Надо отдать должное иронии и чувству юмора автора, который в этот раз подмигивает синефилам, давая имя классика новой французской волны Жака Риветта начинающей режиссерке, не сказать, чтоб очень талантливой. Ксавье Долан наконец-то вырос. Он больше не пытается шокировать, не снимает на разрыв аорты, как было, например, с «Томом на ферме», не манипулирует эмоциями зрителя (который, кстати, всегда чувствует, когда им манипулируют).
Теперь уже зрелый режиссер Ксавье Долан понимает, что самое горькое в жизни — утерянные возможности, дружба, которая кончилась.