«Максин XXX» с Миа Гот: Упадок Голливуда и козни звезд
В Okko стала доступна «Максин XXX» — заключительная часть яркой хоррор-трилогии. В 2022 году этот цикл Тая Уэста начался с картин «X» и «Пэрл». Разбираемся, чем завершилась история героини Миа Гот, при чём здесь итальянское джалло и серийные маньяки.
Максин Минкс (Миа Гот) — большая звезда фильмов для взрослых. Но девушке хочется большего: пробиться в Голливуд, сняться в настоящем кино, которое станет кассовым хитом и привлечет внимание широкой аудитории. На кастинг Максин является в образе самоуверенной королевы, способной за себя, если что, постоять. Это амплуа передано Гот изящно и грациозно — в звездность Максин веришь без всяких «но». Голливуд дает девушке шанс (один из немногих), за который героиня цепляется. Звезда эротических фильмов получает главную роль в хорроре «Пуританка 2», который снимает амбициозная постановщица Элизабет Бендер (Элизабет Дебики).
Однако прошлое не позволяет актрисе перелистнуть страницу карьеры. Максин приходит кассета от незнакомца, на которой запечатлено жуткое порно, снятое на ферме в Техасе (эти события показывали в картине «X»). Маньяк начинает шантажировать девушку, параллельно убивая тех, кто входит в ее ближайшее окружение. Ночью выходить на улицу опасно — телевизионщики уже дали загадочному убийце прозвище Ночной сталкер.
События разворачиваются в 1985 году. В отличие от «Пэрл», здесь Тай Уэст отходит от камерных, провинциальных локаций в сторону стильных, городских. Дух эпохи режиссер передает щепетильно и детально: у Максин фактурная прическа и яркий макияж; Лос-Анджелес, по которому вышагивает девушка, отражается в многочисленных витринах магазинов и блестит переливающимся неоном всевозможных вывесок. Здесь можно одинаково легко выпить кофе, посмотреть кино для взрослых на VHS, употребить запрещенные вещества в туалете ближайшего бара и познакомиться с шикарной красоткой (в моде, конечно же, блондинки).
Балом здесь правит, естественно, Гот. Кажется, «Максин XXX» — одна из ярчайших работ в карьере актрисы на сегодняшний день. Пусть она и успела сняться у Брэндона Кроненберга в «Бескрайнем бассейне» и в ремейке «Суспирии» от Луки Гуаданьино — именно в «Максин XXX» можно всецело оценить ее необычайную харизму, притягательность и силу воли. Каждую минуту в кадре Гот отыгрывает на полную, актриса выглядит столь органично, что складывается впечатление, будто роль писали специально для нее.
На этом достоинства картины подходят к концу, и начинаются недостатки, из-за которых насладиться и эпохой 1980-х, и актерской игрой полноценно не получается. Тай Уэст явно вдохновлялся итальянским джалло (в том числе упомянутой выше «Суспирией», но оригинальной, от Дарио Ардженто). Отсюда и яркие цвета, и маньяк в кожаных перчатках, и кровавые сцены, и обилие социальных пугалок вроде сатанистов, одержимых идеей очищения огнем, и другая чертовщина, проникающая через экран в омерзительно детальных зарисовках. Чего стоит и сама Максин, в одной из сцен без доли сомнения раздавливающая мужскую мошонку. Так, видимо, выглядит торжество сильной женщины в патриархальном мире в художественной вселенной Уэста.
Бесконечная синефилия режиссера вторгается в кадр, как и в «Х» и «Пэрл»: трилогия прежде всего посвящена трансформации кинематографа и лишь во вторую очередь истории героинь Гот. А актриса сыграла и Максин, и Пэрл. В последние годы в этом формате кто только не выступал — и Квентин Тарантино с «Однажды в… Голливуде», и Дэмьен Шазелл с «Вавилоном». Уэсту тоже захотелось взобраться на холм с надписью Hollywood и показать изнанку индустрии, где ни в коем случае нельзя сдаваться, следует верить и пробиваться, не смотря ни на что. Прописные истины, которые вообще-то работают в любой индустрии.
Как и первые два фильма, «Максин XXX» пронизана отсылками и цитатами из культовых хорроров и голливудской классики. Порой в калейдоскопе чужого материала теряется самобытность новой картины — фильм Уэста превращается в выставку достижений голливудского хозяйства и перестает быть самостоятельным произведением. Справедливости ради уточним, что свою аудиторию пасхалки и цитаты классики порадуют. Поклонники Хичкока и Шумахера будут ликовать, равно как и любители Мартина Скорсезе и Джона Карпентера.
Для более широкой аудитории безумный парад стильного визионерства, вероятно, покажется бессмысленным излишеством. За цветастой квинтэссенцией ужаса, с которым в последние годы работает студия A24, не прячется ни дополнительный смысл, ни увлекательные сюжетные ходы. В какой-то момент даже дикость происходящего (в кадре появляются то ли сатанисты, то ли очередные поборники нравственности в белых балахонах и с камерами в руках — будто отсылка на Ку-клукс-клан) перестает впечатлять. Финал жанрового коктейля не предлагает Максин логического завершения: очередной кейс с daddy issues и королева в свете софитов. Вот только по-прежнему голая.