«Май-декабрь» с Джулианной Мур и Натали Портман: Вторжение актрисы
В подписке Okko появился новый фильм Тодда Хейнса — напряженная и провокационная мелодрама «Май-декабрь» («Кэрол», «Темные воды» и «Бархатная золотая жила»). Премьера картины состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля. «Май-декабрь» уже успел попасть в несколько кинокритических списков лучших фильмов года. Рассказываем о скрытых страстях американского юга и влиянии заезжей актрисы на жизнь семьи, которая вроде бы счастлива, но много лет назад сверкала на первых страницах всех таблоидов.
2015 год. В глухую и душную Саванну, что в штате Джорджия, приезжает известная актриса Элизабет Берри (Натали Портман). Берри готовится к роли в независимом фильме, но прежде она снималась как на телевидении, так и в больших фильмах, так что на улице артистку узнают многие. В Саванне живет Грейси (Джулианна Мур), которая в 1992-м, когда ей было 36, закрутила роман с 13-летним мальчиком Джо (Чарльз Мелтон). Тогда необычная пара попала на первые полосы всех таблоидов. Грейси отсидела срок и воссоединилась с любимым. С тех пор они живут в мире и согласии. Старшая дочь учится в университете, а у близнецов — Чарли (Гэбриел Чун) и Мэри (Элизабет Ю) — на носу школьный выпускной. Элизабет пытается понять, так ли счастливы супруги с большой разницей в возрасте, и опрашивает их близких.
Тодд Хейнс — один из заслуженных классиков независимого американского кино, которые стабильно остаются на периферии зрительского внимания. Он не братья Коэн, не Пол Томас Андерсон, не Дэвид Линч, но большой мастер со своим давно сложившимся киноязыком. В новой картине видны отголоски и любимого автора Хейнса 1940–1950-х Дугласа Сирка, большого специалиста по мелодрамам, и бергмановской «Персоны». То ли Грейси вглядывается в Элизабет, то ли наоборот, а то и вовсе их интересуют разве что собственные отражения.
Хейнс чаще всего обращается к стилизованным мелодрамам или даже китчу, а на главную роль берет Джулианну Мур. На этот раз на первый план у автора выходит Портман. Именно через ее оптику мы входим в семью из штата Джорджия.
Конечно же, тема провокационная, и с первых же минут очевидно, что Элизабет относится к Грейси как к интересному экспонату, героине, которая может принести «Оскар». Никакой симпатии у актрисы к женщине, которая переспала с подростком в подсобке зоомагазина, нет. Берри уверена, что счастье семьи лишь на поверхности, надо только задать правильные вопросы и копнуть поглубже, и весь фасад развалится. В мотивах скрытой правды, двойственности и лишь кажущейся беззаботности чувствуется влияние фильмов Линча, особенно «Синего бархата». Американцев (да и не только их) давно манит всё запретное, а порой и преступное. Берри не понимает, как образовалась эта южная семья, потому и решила приехать на место событий. Но в то же время актриса ходит и на семейные ужины и подолгу гуляет с Грейси и Джо — подобное усердие кажется излишним, словно бы одной только ролью дело не ограничивается.
«Май-декабрь» — выражение, которое описывает романы с большой разницей в возрасте. Хейнс и не думает скрывать, что за основу берет сюжет даже не мелодраматический, а мыльной оперы. Запретная связь, внимание общественности, внуки от первого брака Грейси учатся в одном классе с детьми от второго. Легко представить, как соседи продолжают до сих пор перемывать кости супругам, которые больше похожи не на влюбленных, а на маму и сына. Усиливает скандальный эффект фортепианный саундтрек Марсело Зарвоса. Как и герои, музыка словно бы в любую секунду готова сорваться на истерический крик. Хейнс иронично взирает на актрису и персонажа, но в то же время восхищается сложностью, неоднозначностью характеров. Но удивительным образом при гротескности сюжета драма разбитых жизней не становится меньше, что и делает кино увлекательным.
Грейси печет на дому торты и продает их соседям. Но адвокат женщины по секрету рассказывает Элизабет, что многие клиенты кондитера делают заказы из жалости. Потеря любого покупателя приводит к рыданиям Грейси. Джо работает врачом, в свободное время сидит на диване и почти пустым взглядом смотрит в телевизор. По-настоящему молодой муж, который готовится отправить детей в колледж, оживает, только говоря о своем необычном увлечении: он выращивает в домашних условиях бабочек-монархов. Через весь фильм проходит лобовая, но всё равно красивая метафора: как и любимые насекомые, Джо готовится в любой момент выползти из кокона и выпорхнуть из семейного гнездышка.
«Май-декабрь» — нервное кино. Зритель в любую минуту ждет взрыва, резкого сюжетного поворота. Причем сюрприз может приготовить и подозрительно увлекающаяся чужой жизнью Элизабет, и пассивно-агрессивная Грейси, и вечно зажатый Джо. Едва ли кто-то удивится, прочитав, что Мур и Портман отыграли замечательно, но большим открытием фильма является Чарльз Мелтон. В присутствии жены Джо постоянно ходит с опущенными плечами и поникшей головой, словно принес домой двойку и ждет наказания. Это Грейси не сомневается в когда-то принятом решении поддаться порыву и закрутить роман с парнем. Джо то ли после приезда актрисы, то ли в связи с отъездом младших детей в колледж задумывается о переменах.
Пожалуй, наиболее интересной темой фильма является разрушительная природа кинематографа, да и СМИ тоже. Мы живем в век одержимости зрителей тру-краймами и основанными на реальных событиях картинами, но всё это лишь развлечение, контент. Мало кто задумывается о том, как травматично съемки кино могут влиять на жизнь реальных людей, которые на экране порой превращаются в фигуры на доске, не более того. Элизабет готовится к съемкам независимого фильма, но прежде про отношения Джо и Грейси успели снять пошлую телевизионную картину. Не факт, что и Берри не скатится в пародийное изображение то ли запретной страсти, то ли банального соблазнения подростка. Разобраться в хитросплетениях отношений пары из Саванны не так-то просто.