«Лютер: Павшее солнце»: Конец насилия
На Nеtflix вышел полнометражный фильм «Лютер: Павшее солнце», продолжающий культовый детективный сериал с Идрисом Эльбой. В проект вернулся не только Эльба, но и шоураннер Нил Кросс, снимавший последний сезон режиссер Джэми Пэйн и игравший начальника Лютера Дермот Краули. Объясняем, почему картина сильно проигрывает сериалу.
Лондонский старший инспектор Джон Лютер (Идрис Эльба) — немолодой, умеренно несчастный крупный мужчина в твидовом пальто — ищет бесследно пропавшего парня и несколько опрометчиво обещает его матери, что найдет ее сына и накажет виновных. Однако вскоре начальство Лютера узнает, какие методы (рукоприкладство, угрозы, взлом) он использует, добиваясь правосудия, и отправляет его в тюрьму.
Тем временем состоятельный мужчина (Энди Серкис), похитивший того парня и еще несколько человек, казнит пленников и жестоким образом дает об этом знать их родственникам. Убийцу ищет уже новый старший инспектор, решительная женщина по имени Одетт (Синтия Эриво). Но и Лютер решает долго не отсиживаться в камере: он сбегает и, скрываясь от Скотланд-Ярда, возобновляет свое расследование — в конце концов, он ведь обещал.
Казалось, что пятый сезон «Лютера» с его финалом поставил точку в истории еще одного блистательного английского детектива, но не тут-то было. Полнометражный фильм, задуманный еще в 2013-м, все-таки вышел в 2023-м, и сняли его те же люди, что работали над сериалом: вернулся и шоураннер Нил Кросс, и режиссер последнего сезона Джэми Пэйн, и, разумеется, Идрис Эльба.
Формально тоже всё примерно как раньше: Лютер размашисто ходит по Лондону, почти не снимает твидовое пальто, ездит на старом «Вольво», нервничает и тем не менее добивается результатов. При этом смотреть «Лютер: Павшее солнце» — это как встретить кого-то, кого не видел давно и кто за время, пока вы не виделись, чем-то сильно заболел. Вглядываешься в лицо и не можешь понять, знакомо оно тебе или нет.
Ни разу еще происходящее в «Лютере» не выглядело столь нелепо и абсурдно: в фильме, скажем, ради побега Джона надзиратели помогают устроить бунт, а десятки людей идут на самоубийство, лишь бы маньяк не выдал всем их психосексуальные отклонения. В длинном ряду помощниц и коллег Лютера еще не было такой нескладной и непоследовательной, как героиня Эриво. Среди врагов старшего инспектора не было настолько карикатурного психопата, как Энди Серкис, который тут устраивает снафф-стримы из своего бункера. Никогда еще Лютеру не приходилось расследовать таких идиотских, по-другому не сказать, злодеяний, как здесь в конце.
Впрочем, говоря о «Павшем солнце», стоит всё же воздерживаться от слов вроде «расследовать» или «улики привели к…». Просто потому, что в этом фильме практически нет улик, есть в основном гигантские промахи преступников, а назвать то, чем занимается тут Джон Лютер, расследованием — значит оскорбить работников уголовного розыска. Собственно, всего одну зацепку Лютер находит сам, общаясь с матерью пропавшего, а все остальные следы он обнаруживает либо с помощью техники, либо благодаря поразительной глупости противника.
Минимальное непритязательное удовольствие от «Павшего солнца» получить тем не менее можно. На Идриса Эльбу в роли Лютера всегда приятно смотреть — испортить этот образ нельзя. Радостно видеть и Дермота Краули, вновь сыгравшего старого детектива Шенка, и улицы Лондона. Энди Серкис на пару минут переходит, видимо, на эстонский. Сценарист Нил Кросс трогательно пытается быть актуальным: речь в фильме идет в том числе о том, как стремление общества к абсолютной открытости, значимости социального капитала оборачивается слежением всех за всеми, информационным террором. Мысль эффектная, но Кросс с ней не справляется и слишком уж упрощает.
«И что теперь?» — вопрос, которым всё время задавался Лютер в конце очередного сезона и который неизбежно возникнет у зрителя «Павшего солнца». Если это кино станет завершением «Лютера» — детектива, который был умнее, злее, эмоционально насыщеннее многих других, — будет обидно. Но Эльба и Кросс надеются снять новые фильмы (и не собираются возвращаться к формату сериала); Кросс даже не исключил, что в продолжении может вернуться Элис Морган. Это будет уже не обидно, это будет безобразие, и потому нам, скорее всего, стоит устраниться от этого печального зрелища. Как говорилось в похожей ситуации в рассказе, где героем был известный предшественник Джона Лютера: «Однако мы уже ничем не можем помочь бедняге».