«Ловушка для кролика» с Девом Пателем и Рози Макьюэн: Феи, мхи и грибы волшебного леса
19 февраля в российский прокат выходит фолк-хоррор дебютанта Брина Чейни «Ловушка для кролика». Главные роли исполняют Дев Патель и Рози Макьюэн. Премьера картины состоялась на прошлогоднем «Сандэнсе». Молодая супружеская пара приезжает в валлийскую глушь. Муж записывает звуки природы, жена трудится над новым музыкальным альбомом. Когда на пороге появляется местный ребёнок, в доме и в ближайшем лесу начинают происходить странные события. Объясняем, почему «Ловушка для кролика» впечатляет продуманным саунд-дизайном и интригует сеттингом, но остаётся фильмом упущенных возможностей с вялотекущей динамикой.
1976 год. Английская супружеская пара приезжает в валлийскую глушь. Дафна (Рози Макьюэн) работает над новым авангардным альбомом, который сочетает пение, звуки терменвокса и природные шумы. Супруг певицы Дарси (Дев Патель) бродит по полям и лесам с гигантским микрофоном и бережно записывает шелест веток, шорохи в траве или крики птиц. Муж приносит добытый материал домой, пара вместе заслушивается звуками и придумывает, как инкорпорировать флору и фауну в композиции.
Однажды на пороге дома пары появляется безымянное Дитя (Джейд Крут). Пара считает, что это мальчик, хотя вид у гостя андрогинный. Подросток рассказывает супругам про мох, который растёт вокруг жилища и защищает от фей Тилвит Тег и короля фэйри Гвин ап Нудда. Гость показывает паре в лесу выложенный из камней круг, внутрь которого нельзя заходить, ловушки для кроликов, а также древнюю пещеру и упавшие стволы. Когда Дафна и Дарси чувствуют, что Дитя уже порядком поднадоело, местный паренёк не стремится уходить, а хочет остаться в доме навсегда.
Дев Патель не только сыграл одну из главных ролей, но также выступил исполнительным продюсером фильма
Кадр из фильма «Ловушка для кролика», реж. Брин Чейни, 2025
Традиции британского фолк-хоррора, замешанного на английских и валлийских мифах, легендах и верованиях, широки и сильны. Одним из первых вспоминается «Плетёный человек» Робина Харди, но в последние годы к пугающему жанру обращаются ещё чаще. Вспомним «Род мужской» Алекса Гарленда или более авангардный «Каменный остров» Марка Дженкина. «Бесплодная земля» Дэниэла Кокотайло снята и вовсе на валлийском языке. «В земле» Бена Уитли скрещивает постапокалиптические мотивы с фолк-хоррором.
Дебютант Брин Чейни неслучайно выбирает в качестве главных героев чужаков из Англии. Музыканты вроде бы не рубят лес, не сжигают поля и не вредят напрямую флоре и фауне. Однако творцы без спроса крадут и присваивают себе звуки природы. Знают ли Дафна с Дарси что-либо о валлийских мифических существах? Могут ли предположить, что Тилвит Тег жаждут реинкарнации, возможности принять человеческий облик и стать своими среди людей?
Играющая Дитя актриса Джейд Крут в «Ведьмаке» исполняет роль принцессы Адды
Кадр из фильма «Ловушка для кролика», реж. Брин Чейни, 2025
Дарси и Дафна не похожи на классических колонизаторов, которые приходят на чужую землю и эксплуатируют дары природы. Скорее, супружеской паре не повезло встретить странного подростка, который взялся из ниоткуда и не спешит рассказывать англичанам о себе. А может быть, выбор двух чужаков вовсе не случаен. Также Дитя изредка намекает, что на самом деле никакой это не дом Дафны и Дарси. Возможно, местный житель встречал предыдущих обитателей лесной хижины. В любом случае неопределённость и недосказанность — основные источники страха для супружеской пары. Публике легко поставить себя на место музыкантов. Безопаснее всего было бы сразу покинуть Уэльс и вернуться в Англию.
Актриса Рози Макьюэн известна по фильмам «Грустная Джин», «Квартира 7А», «Эра выживания» и «Жатва»
Кадр из фильма «Ловушка для кролика», реж. Брин Чейни, 2025
«Ловушка для кроликов» моментально привлекает к себе внимание завораживающим звучанием и бережным обращением с саунд-дизайном. Композитор Лукреция Далт и саунд-дизайнер Грэм Резник проделали феноменальную работу. Кроме того, зрителям из цифровой эры трудно оторваться от музыкантов, которые имеют дело с аналоговым оборудованием — кассетами, магнитофоном и гигантскими микрофонами. Есть в винтажных устройствах своё обаяние.
Один из продюсеров фильма — Элайджа Вуд, который уже не раз помогал добраться до зрителей жанровым экспериментам. Вуд продюсировал «Жабью тропу», «Мэнди», «Цвет из иных миров» и «Дэниел ненастоящий»
Кадр из фильма «Ловушка для кролика», реж. Брин Чейни, 2025
Картина Чейни погружает зрителей в загадочную атмосферу, заставляет прислушиваться к каждому шороху и вглядывается в лесную чащу. Дебютант уверенно завлекает публику и обещает деревенский кошмар. Мы ведь привыкли, что в глуши, где до ближайших больших населённых пунктов сотни километров, горожан не ждёт ничего хорошего. Однако автор «Ловушки для кроликов» настолько увлекается звуковым оформлением и визуальным рядом, что забывает про сюжет. Даже слоубёрнерам положено если не пугать, то хотя бы держать в напряжении в ожидании беды. Фильм Чейни топчется на месте и кажется растянутым экспериментальным коротким метром. Автор и сам не знает, куда хочет прийти, так что аудитории приходится вчитывать смыслы в обтекаемое произведение. «Ловушка для кроликов» обещает многое, но в итоге расстраивает упущенными возможностями.
Вердикт
«Ловушка для кроликов» начинается как классический современный фолк-хоррор, да ещё и с чутким саунд-дизайном и аналоговым оборудованием в кадре. Однако после краткого введения в загадочные валлийские верования и представления волшебных существ из леса автору нечего предложить зрителям. Ближе к финалу раскрывается детская травма одного из персонажей, что кажется общим местом для любой картины с «Сандэнса».