«Левша» с Юрием Колокольниковым и Фёдором Федотовым: Шпион, выйди вон
В российский прокат вышел шпионский блокбастер «Левша», снятый по мотивам одноимённой повести Николая Лескова. В фильме офицер сыскного ведомства и тульский изобретатель объединяются, чтобы спасти императора. Рассказываем, каким получился полнометражный дебют режиссёра Владимира Беседина, сценариста фильмов про майора Грома.
На границах неспокойно: Британия пытается втянуть Россию в войну с Афганистаном, однако император Александр III (Артур Иванов) воевать не желает. Англичанка гадит масштабно, так что Лондон посылает оружие революционным ячейкам в Петербурге, а затем и вовсе оказывается, что весь царский дворец напичкан металлическими блохами — подслушивающими устройствами британцев. Больше того, среди ближайшего окружения его величества работает английский шпион. Вся эта завязка подаётся в «Левше» несколько сумбурно, так что не удаётся даже понять, в чём, например, суть афганского конфликта. Вероятно, имеется в виду внешнеполитический кризис, спровоцированный битвой у Пенджде в 1885 году. Но для фильма эти детали не слишком важны, как, впрочем, не важен даже сам император.
У Лескова в повести речь шла об Александре I, а затем о его брате Николае I, но Беседин решил сдвинуть исторические рамки. Ход понятен: при Александре Павловиче ни о розетках в Зимнем дворце, ни об электростанциях речи не шло. А вот в 1885–1886 годах как раз и было организовано электрическое освещение императорской резиденции. Электричество — важная часть ленты. По своей эстетике картина балансирует между стимпанком и теслапанком. Мир, созданный Бесединым, выглядит убедительно и приятно: Российская империя технологически чуть более развита, чем было в реальности, и полнится различными чудными механизмами. Многие из механизмов умилительны и напоминают сентиментальных роботов из «Валл-И». «Левша», таким образом, кино, конечно, не историческое, а лишь в историческом антураже.
Над сценарием фильма работали Илья Куликов («Полицейский с Рублёвки») и Валерия Подорожнова («Отмороженные»)
Кадр из фильма «Левша», реж. Владимир Беседин, 2026
Офицер полиции Пётр Огарёв (Фёдор Федотов), утончённый аристократ, занятый живописью в свободное от службы время, изо всех сил пытается заслужить признание государя. Он убеждает Александра III, что следует довериться не зарубежным партнёрам, а простому русскому умельцу — и поехать с блохой не в серьёзную контору, а в Тулу к Николаю Сурину (Юрий Колокольников). Император соглашается: «Я всей душой верую в русских людей». Оператор не забывает подкрепить образ хозяина земли русской съёмкой огромной карты империи позади Александра.
Левша оказывается алкоголиком (но с семейной драмой). Большинство созданных им причудливых устройств только способствуют алкоголизму Левши. Так, например, часы в определённый момент подают Сурину рюмку водки, прообраз мультиварки жарит ему на закуску картофельные дольки, а вокруг катается робот-собутыльник. Левша жалуется Огарёву, что его изобретения никому не нужны, но молодой полицейский убеждает умельца ехать спасать отечество. Именно Левша несёт комедийную составляющую: он говорит гадости в лицо министрам, называет картины Огарёва «жутью» и добавляет саркастические комментарии ко всем событиям расследования.
Сцену, в которой Фёдор Федотов гонится за снайпером по крыше Екатерининской церкви в Петербурге, снимали прямо там, на высоте
Кадр из фильма «Левша», реж. Владимир Беседин, 2026
Лучшие моменты фильма так или иначе связаны со взаимоотношениями Левши и Огарёва. Союз гениального сумасброда и педантичного интеллигента часто на экране смотрится хорошо — можно вспомнить не только Шерлока Холмса и доктора Ватсона, но и, например, Игоря Грома и Дмитрия Дубина. Хотя атмосфера «Шерлока Холмса» Гая Ричи всё равно будет «Левше» ближе всего. Оба фильма — это шпионские комедии, насыщенные драками, погонями и перестрелками. Оба — энергичны, не скупятся на спецэффекты и разрушения. В обоих действие происходит в Викторианскую эпоху, а главные герои в твидовых костюмах-тройках дерутся с врагами безо всяких видимых для себя последствий.
«Левшу» отличают от «Шерлока Холмса» лишь его отчётливый славянофильский посыл и общая наивность героев. Ни Огарёв, ни Сурин не ждут ни от кого никакой подлости, так что их стабильно предают каждые полчаса. И если в случае Левши доверчивость может быть объяснима, то с Огарёвым возникает ощущение, будто он дослужился до своих чинов лишь благодаря протекции высокопоставленного дяди и навыкам борьбы.
Изобретения Левши режиссёр и художники придумали самостоятельно. Хотя у них есть современные аналоги, все гаджеты адаптированы под контекст XIX века
Кадр из фильма «Левша», реж. Владимир Беседин, 2026
Во дворцах, в заброшенных церквях, на электрокаретах Огарёв и Левша выполняют государственную миссию, элегантно не учитывая сопутствующие потери: эти двое могут и в дом министра залезть, и разнести половину города. Федотов вполне органичен в драках, хотя некоторый примитивизм его героя всё же портит повествование. Так, например, совершенно неубедительна и попросту скучна семейная драма Огарёва. С его романтическим интересом дела обстояли бы чуть лучше, если бы режиссёр не решил добавить к красивой сцене с возлюбленной Огарёва Татьяной (Леонела Мантурова) нарисованных розовых бабочек, летающих вокруг пары. Но приятно, что у полиции в Российской империи с work-life balance полный порядок: даже дела государственной важности и расследования самого высокого уровня не отвлекали Огарёва от свиданий.
Изображения ключевых достопримечательностей Петербурга — Казанского собора, Михайловского замка, Петропавловской крепости — редактировали с помощью компьютерной графики, чтобы создать как бы альтернативный образ столицы
Кадр из фильма «Левша», реж. Владимир Беседин, 2026
«Левша» получился несколько сусальным, без серьёзного конфликта (почему-то в конце концов выяснилось, что даже британский шпион просто хотел, «чтобы Россия стала великой»), с довольно слабой детективной линией. В то же время фильм постулирует хрестоматийный принцип в духе Минина и Пожарского — в трудную минуту народ и аристократия объединяются ради спасения страны, и оказывается, что между ними не так уж много глубинных различий. Так, Левша придумывает аппарат для картофельных долек, а Огарёв — кульки, чтобы их упаковывать навынос. Или Левша отвлекает императора, а Огарёв — уверенно бьёт его врагов. Будем честны, этот актёрский дуэт мог бы вытянуть ещё множество фильмов. Особенно если там тоже будут шутки, Романовы, умилительные изобретения и трогательный финал, приветствующий технологический прогресс.
Вердикт
«Левша» — увлекательный шпионский детектив в декорациях Российской империи. Его слабые места — в общей примитивности, недостаточной глубине героев и драматургии, а плюсы — в самобытных изобретениях, юморе и романовском теслапанке. «Левша» вполне может стать первооткрывателем этого жанра.