«Красный шелк» с Милошем Биковичем и Еленой Подкаминской: Путешествие из Шанхая в Москву
/imgs/2025/02/21/13/6740027/03fec712256278a44c8424fed215e907b04afd9d.jpg)
В Okko вышел масштабный международный детективный блокбастер «Красный шелк». Это новый проект Андрея Волгина («Балканский рубеж» и «Любовь-морковь: Восстание машин»), главные роли в котором исполнили как российские, так и китайские актеры. Рассказываем, какой получилась крайне вольная адаптация «Убийства в Восточном экспрессе» с вкраплениями политического контекста.
События разворачиваются в 1927 году. В Китае набирает обороты Коммунистическая партия, которая при поддержке СССР планирует в скором времени взять власть в свои руки. Но пока до этого далеко, ведь власть консерваторов из Гоминьдана по-прежнему сильна (их неофициально поддерживает Великобритания). Весной случается «Шанхайская резня» — массовое убийство китайских коммунистов силами Гоминьдана, после которого те уходят в подполье.
Начинается охота за секретными документами — списком лидеров Коммунистической партии Китая. Ван Лин (Чжэн Ханьи), дочь одного из убитых китайских промышленников, бежит из Маньчжурии в СССР, прихватив бумаги с собой. На пути ей встречаются Николай Гарин (Милош Бикович играет белого офицера, перешедшего на сторону красноармейцев) и Артём Светлов (Глеб Калюжный в образе молодого красноармейца, что служит на Дальнем Востоке).
Все герои, ведомые собственными помыслами, многие из которых скрыты от зрителей вплоть до финала, оказываются в «Транссибирском экспрессе» — поезде, что следует из Владивостока в Москву. В первоклассном транспортном средстве, пережившем даже Первую мировую войну, окажутся чекистка Анна Волкова (блистательная роль «стальной магнолии» Елены Подкаминской), загадочная графиня Демидова (Ирина Алфёрова), официант Петя (Ярослав Могильников), архитектор Свиблов (Дмитрий Куличков) и начальница поезда (Светлана Чуйкина).
/imgs/2025/02/21/13/6740032/d05fbf738765a023bcd971a6f1c7bb1926ba4667.jpg)
По разным оценкам, в «Шанхайской резне» погибло от 4 до 5 тысяч человек. В фильме масштаб трагедии оценить не удается
Кадр из фильма «Красный шелк», реж. Андрей Волгин, 2025
Каждый здесь выстраивает легенду, в которую зритель вынужден поверить (как минимум поначалу). По законам жанра верить, конечно, никому не следует, да и не очень получится: увы, сценарий — одна из слабейших составляющих картины. Многие персонажи остаются только функциями, не превращаясь в объемных героев с интересным бэкграундом, неоднозначным характером и ясно прописанной мотивацией. Редкими флешбэками «наградили» только Биковича и Подкаминскую (их персонажи встречались задолго до событий фильма, но при каких обстоятельствах — тайна), еще один короткий эпизод из прошлого достался Ли Бо (Хуан Хаонань) — соратнику Ван Лин.
Внешне «Красный шелк» выглядит ярко и красочно. Про такое кино говорят «была проделана большая работа», имея в виду прямой, а не иносказательный смысл предложения. Съемки проходили в России как при температуре –40 градусов (на Байкале), так и на жаре в +40. Для эпизодов в поезде построили специальные вагоны в натуральную величину, которые устанавливались на специальную платформу с имитацией тряски. Визуальная составляющая (природа, декорации, костюмы, etc.) по меньшей мере впечатляет, чего не сказать о графике: в экшен-эпизодах проскальзывает и «зеленый экран», и «мыло», будто смотришь не мастер-копию картины, а черновую версию.
/imgs/2025/02/21/13/6740034/9e485d711aeddcdd7d063d66bf04b4d86cb1f5c2.jpg)
Эпизоды в Китае снимали на одной из крупнейших в мире киностудий Hengdian World Studios. Там сделали декорации центрального района Шанхая начала XX века
Кадр из фильма «Красный шелк», реж. Андрей Волгин, 2025
Несколько лет назад Андрей Волгин с теми же продюсерами (Гоша Куценко, Вадим Быркин) снял экшен-блокбастер «Балканский рубеж» о событиях в Югославии 1999 года. Для тех, кто знаком с той картиной, атмосфера и патриотический накал «Красного шелка» открытием не станут. Как, впрочем, и музыкальное сопровождение: изнурительный ритм барабанов и басовые партии звучат практически без остановки (тишины за два с половиной часа ждать не стоит).
«Красный шелк», к сожалению, утопает в большом круговороте мелких деталей, полунамеков и монтажных склеек, так что детективная составляющая теряет накал. Персонажей в замкнутом пространстве слишком много — путаться начинаешь даже в именах героев. Бесконечные проматывания событий в прошлом и повторная их демонстрация с другого ракурса утомляют, не провоцируя и малейший интерес к происходящему. Центральная метафора о поезде, который и есть Россия («растерзанная, проворовавшаяся, заполненная предателями»), проговаривается в лоб — видимо, чтобы каждый навел мостик из 1927-го к 2025-му.
/imgs/2025/02/21/13/6740037/bb9709751fedee18623d63d72c96ba68cf8edaea.jpg)
Для Чжэн Ханьи это дебютная роль в кино. На нее пробовались многие китайские актрисы, а Чжэн узнала о кастинге случайно — отправила видеовизитку и поймала удачу
Кадр из фильма «Красный шелк», реж. Андрей Волгин, 2025
Отдельно хочется обратить внимание на диалоги. В кадре царит мультикультурная среда: звучит не только русский, но и английский, японский, французский и, конечно, китайский языки, — однако разобрать ее нюансы невозможно. Если для иностранной речи есть закадровый перевод на русский, то российские герои говорят будто воды в рот набравши — хочется включить субтитры на русском языке. И это не первый масштабный проект, который выпускают в прокат с такой серьезной проблемой со звуком.
Отыскать самобытный дух в «Красном шелке» нелегко — в кино больше вторичности, чем уникальности. В 2024 году на экраны выходила приключенческая картина «Золото Умальты» Андрея Богатырёва, события которой происходили в Хабаровском крае и затрагивали отношения с Китаем. Несмотря на банальную завязку, фильм выглядел бодрым и мало на что похожим. В случае картины Волгина от аналогий трудно удержаться: помимо «Убийства в Восточном экспрессе», здесь пробивается и дух франшизы о друзьях Оушена, и романтический вайб «Титаника». Тот случай, когда авторы не вдохновились этими произведениями, а банально скопировали сюжетные и драматургические ходы.
В сухом остатке «Красный шелк» — дорогой фантик с просроченной конфетой внутри. Не грильяж, кусая который, можно зубы сломать, но сладость из той же области. В сцене после титров (привет, Marvel) заявили еще одного героя детективно-шпионской саги, с участием которого, видимо, планируется либо сиквел, либо расширяющий вселенную мини-сериал, как это было в случае с «Балканским рубежом». Что сказать, у создателей «Красного шелка» будет возможность поработать над ошибками. Пока имеем сумбурный, хаотичный экшен про СССР, который помогает идеологическому «брату» на Востоке и противостоит врагам, финансируемым коллективным Западом.