«Кошки-мышки»: Скрытая угроза
В Okko вышел психологический триллер «Кошки-мышки», мировая премьера которого состоялась в начале года на фестивале «Сандэнс». Недавно фильм взял главный приз на московском «Хоррор Фесте», хотя формально с жанром ужасов имеет мало общего. Рассказываем, как картина критикует современную дейтинг-культуру, и (не) советуем ее для первого свидания.
Двадцатилетняя студентка Марго (Эмилия Джонс) работает за барной стойкой в артхаусном кинотеатре, где крутят старую добрую классику. Там она знакомится с неуклюжим тридцатилетним гиком Робертом (Николас Браун) — киноманом, который представляет себе романтику по фильмам с Харрисоном Фордом. После пары неловких попыток познакомиться они всё же обмениваются контактами и начинают активно флиртовать по переписке. Вскоре у Марго развивается паранойя: а что, если новый знакомый — серийный убийца? Масла в огонь подливает и лучшая подруга Тейлор (Джеральдин Вишванатан) — дерзкая фем-активистка, уверенная в том, что бородатому кошатнику не следует доверять. Из любопытства Марго всё же соглашается пойти с молодым человеком на свидание. Вот только первая совместная ночь оставляет у парня и девушки совершенно разные впечатления. Роберт уверен, что всё прошло отлично. Марго считает, что это было самое ужасное решение в ее жизни.
Фильм открывает цитата Маргарет Этвуд из «Рассказа служанки»: «Мужчина боится, что женщина будет над ним смеяться. Женщина боится, что мужчина убьет ее». Эта мысль задает тон всему повествованию и полностью определяет следующие два часа на экране. Однако сюжет не так прост, как может показаться на первый взгляд. Создатели ленты намеренно водят зрителей за нос и до последнего сохраняют интригу касательно личности героя-любовника: действительно ли этот парень опасен, или дело ограничится параноидальными инсинуациями со стороны девушки. На протяжении всего фильма персонажи не раз меняются ролями. Даже к финалу нельзя с уверенностью сказать, кто здесь кошка, а кто мышка. Важно, что авторы, кажется, не встают ни на чью сторону. Оба героя стали жертвами собственных ожиданий и представлений о понравившемся человеке.
История показана исключительно с точки зрения Марго. Повествование разбавляют многочисленные вставки с ее безумными фантазиями и иллюзорными страхами. Некоторые из них довольно забавны — как, например, эпизоды, в которых девушка представляет кавалера на приеме у психолога. Отлично поставлена и сцена плохого секса, где главная героиня как бы смотрит на происходящее со стороны и осуждает себя за неумение отстаивать границы. А вот фрагменты с агрессивным поведением Роберта быстро надоедают: после первой фантазии-обманки все последующие выглядят скучно и неубедительно.
В основу фильма лег короткий рассказ молодой писательницы Кристен Рупениан «Кошатник», шесть лет назад опубликованный в журнале The New Yorker. Провокационный текст о современной культуре свиданий быстро завирусился в интернете, вызвав онлайн-баталии между полами. За экранизацию отвечает Сюзанна Фогель, снявшая комедию «Шпион, который меня кинул» и поставившая несколько эпизодов «Утопии» и «Бортпроводницы». Сценарий адаптировала Мишель Эшфорд, работавшая над сериалами «Тихий океан» и «Мастера секса».
Для фильма исходный материал значительно вырос в объеме: рассказ заканчивается на сообщении со словом «шлюха», картина продолжает фантазировать на тему того, что было дальше. Вот только расширенная версия кажется несколько излишней. Оригинальная авторская концовка оставляет поле для предположений и дебатов, киношный вариант чересчур полагается на жанровые клише и теряет в уникальности. Впрочем, не будем обвинять создателей в том, что получилось слишком кинематографично. Смотреть «Кошки-мышки» всё равно увлекательно.
Основная проблема скорее в том, что фильм всё же немного затянут и долго раскачивается: сцену того самого неудачного свидания, после которого всё идет наперекосяк, приходится ждать около часа. В последней трети события разворачиваются более динамично, но на фоне медленно развивающейся первой половины нагнетание саспенса к финалу кажется сумбурным.
В фильме отличный каст. Эмилия Джонс из «CODA: Ребенок глухих родителей» органично смотрится в образе сомневающейся молодой девушки, которая не понимает, чего хочет. Николас Браун из «Наследников» выглядит одновременно уморительно и пугающе в роли неумелого любовника. Из звезды «Чудотворцев» Джеральдин Вишванатан получилась хоть и карикатурная, но всё равно довольно забавная модераторша феминистского форума. Фанатов сериала «Медведь» порадует появление Лизы Колон-Зайас в роли дерзкой полицейской. В паре сцен задействована Изабелла Росселлини — она играет преподавательницу, которая семнадцать лет пестовала колонию муравьев.
«Кошки-мышки» — одновременно и неловкий ромком, и напряженный триллер, и черная комедия. Фильм отлично балансирует на стыке жанров и хорошо работает по всем направлениям. Это смелый взгляд на дейтинг-культуру, что по определению должно найти отклик у всех, кто хотя бы раз был на свидании, о котором сожалел