Опубликовано 17 ноября 2022, 09:40
5 мин.

«Корсаж»: Освободите Сисси

Поделиться:
«Корсаж»: Освободите Сисси

В подписке Okko появился необычный костюмный байопик «Корсаж». Фильм сняла австрийская режиссерка Мари Кройцер, в главной роли Вики Крипс. Объясняем, почему стоит посмотреть драму об одном годе из жизни австрийской императрицы Елизаветы Баварской, которая деконструирует привычный образ супруги Франца Иосифа.

В канун Рождества 1877 года императрице Австрии Елизавете Баварской (Вики Крипс) исполняется 40 лет. Близкие зовут ее Сисси, и прозвище приживется и в массовой культуре. Всю вторую половину XIX века императрица была законодательницей модных трендов во всей Европе и славилась невероятной красотой. По меркам позапрошлого столетия 40 лет — возраст солидный. Милые служанки напоминают, что многие женщины на пятом десятке отходят в мир иной и уж точно все поголовно лишаются привычного внешнего облика. Елизавета упорно борется со временем: регулярно взвешивается и сидит на диетах, спрашивает у окружающих, не увяла ли ее красота. Императрица не понимает, что ждет ее дальше, для заката жизни вроде бы рановато, но прощание с молодостью более чем реально.

Историческая драма «Корсаж»

«Корсаж» сняла австрийская режиссерка Мари Кройцер. Она дебютировала еще в 2011 году картиной «Безотцовщина». В 2019-м ее драма о рушащейся жизни вечно занятой бизнес-консультантки «Земля под моими ногами» участвовала в основном конкурсе Берлинского фестиваля. «Корсаж» же был представлен в программе «Особый взгляд» Канн, где Вики Крипс удостоилась награды за лучшую женскую роль. Австрия выдвинула картину Кройцер на соискание «Оскара».

История Сисси на киноэкранах достойна отдельного разговора. Поток фильмов и сериалов о Елизавете Баварской и не думает иссякать. Менее месяца назад на Netflix появился сериал «Императрица», а весной 2023-го выйдет немецкий фильм «Сисси и я». Пожалуй, наиболее известны картины об императрице Австрии с участием Роми Шнайдер. Актриса сначала снялась в 1955–1957 годах в трилогии Эрнста Маришки «Сисси», а затем исполнила роль Елизаветы еще раз — у Лукино Висконти в монументальном «Людвиге». Традиционно кинематографистов интересовали юные годы будущей супруги монарха, знакомство с Францем Иосифом и первые годы в Вене. Кройцер же показывает один день из жизни далеко не счастливой Сисси.

Кадр из фильма «Корсаж»

Муж императрицы (Флориан Тайхтмайстер) всё чаще проводит вечера в компании любовниц и в думах о судьбе империи. И сам монарх, и его супруга чувствуют, что Австро-Венгрия трещит по швам и конец уже близок. Сисси раз за разом оказывается рядом с потрескавшимися зданиями, свидетельствующими и о политическом кризисе, и о разительном контрасте внутренней роскоши и внешнего уродства. Кройцер вообще очень тонко и иронично показывает и разложение монархии, и внутреннее неудовлетворение главной героини. Елизавета пытается найти себе новое место, ненадоевшие занятия. Светские приемы, уроки фехтования, выходы в свет не приносят былой радости. Императрица любит уезжать в Венгрию, где катается на лошадях и флиртует с симпатичным конюхом. Только вдали от пышной Вены Сисси чувствует себя свободной, не зажатой в рамки навязанной роли супруги Франца Иосифа, приложения к монарху.

Кадр из фильма «Корсаж»

Корсаж — красивая и понятная метафора состояния императрицы. Она вынуждена следовать церемониалу, улыбаться и не быть собой. При этом никакой реальной власти у Сисси нет. Даже мысли по поводу судьбы империи мужу категорически не интересны. В жизни Елизаветы не хватает воздуха, она зажата в тесные рамки, из которых стремится вырваться. Действия Сисси повторяются изо дня в день, превращаясь в осточертевшую рутину. Это замкнутый круг, по которому можно ходить десятилетиями. И со стороны императрица даже может выглядеть вполне счастливой (фильмы же умело долгие годы рисовали такой образ). Другое интересное визуальное решение Кройцер — маленькие гостиные, в которых Сисси буквально не может поднять голову. «Корсаж» — драмеди о сильной женщине, попавшей не в свою эпоху, стремящейся вырваться из навязанного образа и обрести субъектность.

Стоит отметить сдержанную, но выразительную игру Вики Крипс. Она является надежным каркасом всего повествования. Эмоции на лице Сисси появляются не так часто, но в самый неожиданный момент, и это всегда запоминающиеся жесты. То императрица покажет утомившим подданным средний палец, то в военном госпитале с ранеными бойцами ляжет на кровать рядом с одним из солдат, закурит сигарету и задумчиво посмотрит на потолок. Даже он давит, не позволяет расправить плечи. Сисси тянет к страдающим людям. Она навещает не только военных, но и сумасшедший дом для женщин. Возможно, в несчастных пациентках она видит собственное будущее. Женщины в горе и безумии молчат и спокойно сидят на кроватях. За них вещает мужчина-психиатр. С особо буйными поступают на удивление жестоко. Одна привязана к кровати, окруженной клеткой со стальными прутьями. Другую опускают в смирительной рубашке в ванну с ледяной водой. Пациентка перенапряжена и даже не может разрыдаться после смерти любимой дочери. Кройцер намеренно опускает факты из биографии Сисси, важнее психологический портрет, но внимательный зритель в окружающих главную героиню персонажах может найти следы жизни императрицы.

Кадр из фильма «Корсаж»

Одна из дочерей умерла в раннем возрасте, сын покончил с собой, а свекровь долгие годы издевалась над невесткой. Австрийская постановщица не хочет переносить действие в разряд высокой трагедии, а стремится дать Сисси шанс на освобождение. Например, в сюжете появляется предшественник братьев Люмьер изобретатель хронофотографической камеры Луи Лепренс (Финнегэн Олдфилд). Он хочет запечатлеть красоту императрицы в движении. И Сисси в противовес торжественным и однообразным портретам прыгает по лугу, дурачится и вовсе не выглядит монаршей особой.

Как и «Мария-Антуанетта» Софии Копполы, «Корсаж» — небанальная костюмная драма с милыми художественными анахронизмами, снижающими трагический пафос. В декорациях XIX века то возникнут пластиковая швабра с ведром, то заиграет балладная, арфовая версия композиции Мика Джаггера и Кита Ричардса As Tears Go By. Кройцер позволяет своей героине разочароваться в жизни и увянуть, но воскреснуть ближе к финалу. В сдержанной 40-летней императрице вновь просыпается шаловливый ребенок. Сисси перепрыгивает через век и словно бы подмигивает зрительницам, уверяя, что любые преграды можно преодолеть. И никто не сможет отнять у Елизаветы Баварской, супруги Франца Иосифа, радость возможности пририсовать себе усы и пуститься в танец.

Новое в подписке

Лучшее в подписке