«Конкретный убийца»: Ох уж эти детки
На Amazon Prime Video вышел озорной слэшер с перемещениями во времени и множеством отсылок к классике жанра «Конкретный убийца». Фильм выполнен в духе «Счастливого дня смерти» и «Дичи» — комедийных хорроров, переосмысляющих канонические сюжеты. В главной роли — звезда сериала «Леденящие душу приключения Сабрины» Кирнан Шипка. Рассказываем, чем хоррор может порадовать зрителей, особенно в пятницу, 13-го.
В далеком 1987-м серийный убийца прославил тихий американский городок Вернон. Меньше чем за неделю он убил трех красавиц-старшеклассниц. Каждой только исполнилось 16 лет, и каждой он нанес 16 ножевых ранений, за что получил звучное имя Sweet Sixteen Killer. Спустя 35 лет убийцу так и не нашли, их выжившая подруга Пэм (звезда «Американской семейки» Джули Боуэн) всё еще живет в страхе, что однажды маньяк вернется, а одноклассник-ботан (Джонатан Поттс) ведет свой подкаст и авторские экскурсии о душегубе в дурацкой маске (наверняка самый ходовой сувенир Вернона).
Дочь Пэм Джейми (звезда «Безумцев» и «Леденящих душу приключений Сабрины» Кирнан Шипка) как может протестует против родительской гиперопеки, а зря. На Хэллоуин убийца шестнадцатилетних вновь напоминает о себе, а вскоре загоняет Джейми в изобретенную ее лучшей подругой машину времени и случайно отправляет в тот самый 1987-й, накануне серии убийств. Вооружившись айфоном с подкастом маминого одноклассника, современная школьница твердо намерена остановить преступника. Правда, когда Джейми познакомится с будущими жертвами и своей шестнадцатилетней матерью, станет понятно, что задача эта не из легких: дерзкие озабоченные школьницы (особенно хороша юная версия Пэм в исполнении Оливии Холт) обожают кексы с травкой, водку и так и лезут под нож.
Режиссерка Нахнатчка Хан, отточив свою иронию до блеска на сериале «Молодой Скала», взялась за комедийный слэшер по мотивам «Крика» и «Назад в будущее», но в итоге у нее всё равно получилось в меру забавное семейное кино. Если бы не игривые сцены убийств и шутки про минет, ему вполне можно было бы присвоить детский рейтинг. Правда, первые в картине Хан используются не чтобы напугать, а чтобы лишний раз повторить любимые сцены из культовых слэшеров вроде «Хэллоуина», «Крика» или даже «Кошмара на улице Вязов» (истинные фанаты жанра почувствуют себя здесь как дома). Впрочем и шутки озабоченных подростков скорее отсылают ко временам расцвета жанра, когда атмосфера школьной безбашенной вечеринки была практически жанрообразующим элементом.
Основной темой «Конкретного убийцы» стало тотальное взаимное непонимание между двумя поколениями и демонстрация достижений идей феминизма и толерантности. Выросшая в мире, где каждый заботится о своей конфиденциальности и безопасности, Джейми оказывается в уютном прошлом, где девушки без страха ходят одни по темным улицам, а школьный администратор без лишних вопросов пропускает незнакомку в учебное заведение и снабжает всеми необходимыми конфиденциальными сведениями. Прошлое в картине Хан выглядит одновременно хищным и до жути наивным. А еще наглядно показывает, почему троп про «девушку в беде» в наше время выглядит чистым анахронизмом. Ностальгия тут, впрочем, обманчивая. Стоит вам загрустить об ушедшей простоте и временах (или городках), когда все друг друга знали, как создатели подкидывают абсолютно бесполезного шерифа или историю о бесчувственных учителях и токсичных школьных розыгрышах.
Забавно, что внешне современную школьницу от юных оторв из 1980-х отличает только наличие айфона и знание, что роботы не захватят мир, а убийца, как и в «Крике», не обязательно действует в одиночку. Эта нарочитая небрежность в изображении эпохи тоже идет картине на пользу, еще больше подчеркивая психологическую разницу между подростками, выросшими в эпоху диско, и теми, кто уже открыл для себя TikTok.
«Конкретный убийца» получился, возможно, не шедевром, но точно идеальным сезонным продуктом к Хэллоуину (как существуют картины, актуальные исключительно под Рождество). Производством картины для Amazon Prime Video занималась широко известная среди поклонников хорроров студия Blumhouse, которая уже не раз проявляла себя в качестве поставщика новаторских ужасов, — именно она осуществила долгожданный перезапуск «Хэллоуина» и выпустила оригинальные хорроры М. Найта Шьямалана и Джордана Пила. Но слэшер, как показывает практика, жанр не менее закостенелый, чем рождественский фильм: обязательное подробное первое убийство, на редкость живучая последняя девушка и ее не к месту бесстрашные друзья. Соблюсти баланс между каноном и новаторством здесь не так-то просто. Нахнатчка Хан, судя по обилию цитат, канон знает на отлично и не боится с ним импровизировать. Так, первое убийство на самом деле — последнее, да и сама сцена сильно отличается от канонической. Джейми отправляется в прошлое, по сути, затем, чтобы эту железобетонную и знакомую ей с детства схему сломать. Насколько удачно, рассказывать не будем во избежание спойлеров. Забавно, впрочем, что времена меняются, слэшеры меняются, и только стервы-старшеклассницы, кажется, вечны.