«Холоп 2» Клима Шипенко: Разговоры о важном
В подписке Okko появилось продолжение некогда самого кассового фильма в истории российского проката. В сиквеле, также поставленном Климом Шипенко, главную роль снова исполняет серб Милош Бикович, но на этот раз он уже сам занимается «перевоспитанием» мажорки в исполнении Аглаи Тарасовой. Картина уже успела собрать на больших отечественных экранах 1 млрд рублей. И это точно не предел. Разбираемся, чем отличается «женская» вариация истории и почему теперь не существует сказки без политики.
Как оказалось, Гриша (Милош Бикович) после событий первой части не до конца «вылечился» от мажорства и прогуливает работу, попивая коктейли в дубайском бассейне с инстаграмной моделью. Но уже без былого размаха, да и что-то гложет его тонкую душу — хочется, чтобы отец гордился. И вот, чуть ли не в его столик в кафе на питерской набережной влетает на катере пьяная Катя (Аглая Тарасова), дочь федеральной чиновницы, устроившая гонки по каналам города. Чудом герои сталкиваются снова: в бизнес-джете золотая дочка хамит бортпроводнице и требует развернуть самолет во Францию вместо опостылевшей «Рашки». После этой сцены Гришу осеняет: вот его дело жизни, теперь он сам возглавит проект по исправлению Кати. В некотором смысле перед нами очередная версия «Пигмалиона».
Второстепенная линия с чиновницей добавляет некой социальной интриги. За пьяный дебош Катю приговаривают к двум годам лишения свободы. В новостях задаются вопросом: отмажет ли ее влиятельная мать? Последняя вроде бы обещает поступить по справедливости, но в итоге всё ограничивается постановочным роликом с Катей в колонии. Сама же чиновница уверена, что ее дочь совершенно нормальная, ну, с известными особенностями. Короче говоря, с такой вот семейкой придется иметь дело Грише и старой команде «перевоспитателей» во главе с героем Ивана Охлобыстина.
Начало фильма, где действие происходит в той же русской деревне первой половины XIX века, чуть ли не полностью повторяет сюжетные ходы оригинала. Перед нами снова комедия с моралью, отчасти наследующая советскому фэнтези, где, правда, в большинстве случаев «попаданцы» перемещались в условную сказку, а не «реальное» прошлое. В общем, до какого-то момента не получается нащупать, зачем сняли этот фильм, если оставить за скобками жажду наживы. Да и финал сиквела в принципе известен заранее — Катя не мытьем, так катаньем станет новым человеком. Но вопрос: будет ли ее путь отличаться от испытания Гриши в первой части?
Этим вопросом задается персонаж Охлобыстина. Если Гриша должен был совершить подвиг, защитив «принцессу», то в случае Кати этого будет недостаточно. По мысли сценаристов, женщина устроена иначе, любовный подвиг доступен любой из них, так как здесь замешаны гормоны, что-то биохимическое. Что станет для девушки чистым нравственным шагом к перерождению? Конечно, поступок, основанный на любви к Родине. Примечательно, что как только герои берут новый, патриотический курс по перевоспитанию Кати, меняется и отношение к матери героини — из «злодейки» в строгом черном костюме она преображается в добрую в целом даму в пастельных одеждах.
Вторая половина фильма разыграна в декорациях осады замка «графа Достоевского» наполеоновской армией. Постановка впечатляющая и тем раздражающая — стоило ли ради одной испорченной Кати устраивать такую реконструкцию битвы с французами, которой, возможно, позавидовал бы сам Ридли Скотт. И если в Голливуде Бонапарта играет Хоакин Феникс, то у Шипенко мы видим камео Павла Деревянко, цитирующего слова из мюзикла «Нотр-Дам де Пари».
Когда Шипенко ставит фильм на ангажированные рельсы, его утилитарность становится очевидной. Если первая часть была чистым развлечением, то вторая всё очевиднее уходит в нравоучение. Неудивительно, что чиновница, довольная результатом перевоспитания дочери, предлагает герою Охлобыстина «расшириться», то есть перейти на государственный уровень. Тут уже не отделаться от мысли, что новыми воспитуемыми «холопами» обобщенного Охлобыстина предлагается вообразить себя населению страны.