«Хищник: Планета смерти»: Глазами инопланетянина
В международный прокат вышел нежный боевик Дэна Трахтенберга о дружбе «Хищник: Планета смерти» с Эль Фаннинг в главной роли. Автор поставил в центр истории главного антагониста франшизы, инопланетянина не самой привлекательной наружности, и это далеко не единственное смелое решение молодого автора. Рассказываем, почему блокбастер удался и вполне может достойно показать себя в прокате.
Молодого режиссера Дэна Трахтенберга считают чуть ли не спасителем франшизы «Хищник». И если так подумать, она действительно находилась не в лучшем положении многие годы, если не десятилетия, после выхода двух оригинальных фильмов в конце 1980-х — начале 1990-х. В 2000-х серию попытались возродить, скрестив с еще одним непобедимым пришельцем — Чужим, что привело к довольно посредственному результату. В 2018 году еще одну попытку предпринял отец бадди-муви Шэйн Блэк. Правда, его видение оказалось настолько не близко зрителям и индустрии, что режиссер не только не смог возродить франшизу, но и сильно навредил своей собственной карьере. Именно Блэку принадлежат щедрые слова о том, что Трахтенберг единолично наконец-то смог снять проклятие с «Хищника» и снова сделать этого идеального убийцу интересным для зрителя.
Сначала режиссер и сценарист сделал неожиданный шаг и перенес действие фильма из будущего в прошлое — в начало XVIII века в США, а главным героем впервые в истории франшизы сделал женщину, и не просто женщину, а представительницу индейского племени команчей. В итоге «Добыча» Трахтенберга снискала любовь зрителей и журналистов, а режиссеру доверили новые главы франшизы. И на этот раз он решился на еще более рискованный шаг, в который не поверил даже великий взломщик системы Джеймс Кэмерон. Трахтенберг рассказывает нам очередную историю о непобедимом охотнике с совершенно неожиданной точки зрения.
Хищник Дек (Димитриус Коломатанги) — лузер среди себе подобных. Он маленького роста и не такой сильный, следовательно, позор для своего клана. Тем не менее Дек хочет пройти инициацию и поймать одного из самых неуловимых хищников — Калиска с планеты Гена. Однако отца не впечатляет преданность Дека, и он приказывает его брату Квею избавиться от слабого звена и не позорить семью. Квей не подчиняется, и так Дек попадает на дикую, населенную странными существами планету, где, кажется, даже растения могут убить тебя за секунду. Именно там живет ужасный Калиск, и Дек всё еще надеется заслужить одобрение отца, убив непокорное животное. Проводником хищника в необычную флору и фауну Гены становится андроид корпорации Weyland-Yutani Тия (Эль Фаннинг).
Новая серия популярной франшизы снята молодым режиссером Дэном Трахтенбергом, который уже попробовал свои силы в предыдущей части «Добыча»
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти», реж. Дэн Трахтенберг, 2025
В какой-то степени Кэмерона можно понять. Трахтенберг поставил в центр истории главного антагониста франшизы, инопланетянина далеко не самой привлекательной наружности, чье лицо полностью отдано на откуп CGI. Более того, он общается только на своем родном языке, то есть зрителю придется всю дорогу читать субтитры. В общем, не самое очевидное решение для многомиллионной франшизы, чья главная цель (не будем обманываться на этот счет) — заработать денег в и так непростой для кинотеатрального проката ситуации. Но, как было доказано уже не раз, в индустрии, которая поощряет бесконечное повторение и переваривание старых идей, новый взгляд, если ему все-таки удается проникнуть на экран, становится рецептом успеха. И «Хищник: Планета смерти» — отличный тому пример.
Трахтенберг отказывается от классического упрощения большинства боевиков, где есть хороший герой и злодей. Вместо этого он предлагает концепцию, которая идейно наиболее близка фильму «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, сказавшего на пресс-конференции в Каннах, что «нежность — это новый панк». Если взять более близкий для мейнстримного кино референс, Трахтенберг идет по стопам «Стражей Галактики» Джеймса Ганна. Сначала режиссер критикует концепцию токсичной маскулинности, показав нам уклад родной планеты Дека Яутжа Прайм. Здесь в чести только слава, охотничьи трофеи, а любое проявление эмоций считается слабостью и карается смертью. А затем автор показывает, что гораздо более продуктивным является не противостояние миру, а его изучение и взаимодействие с ним.
Главным героем фильма становится хищник Дек, которого изгоняют из собственного племени
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти», реж. Дэн Трахтенберг, 2025
Так, человечности, юмора и эмоций добавляет персонаж Эль Фаннинг — непосредственный андроид Тия, которая постепенно подталкивает Дека к мысли о том, что привычный ему уклад — необязательно правильный. И здесь Трахтенберг снова идет на риск, по сути, лишив актрису практически на весь фильм второй половины тела. Правда, Фаннинг всё равно есть где разгуляться. В противовес жизнерадостной Тии актриса играет ее полную противоположность.
Более того, для поднятия настроения и большего разнообразия в ход идут и по-диснеевски милые персонажи, хотя, конечно, такой принцессы (да и ее компаньона) Disney не мог себе и представить. Вообще главного героя в лучших традициях когда-то популярной woke-культуры окружают исключительно существа женского рода. На лицо ужасные обитатели планеты оказываются добрыми внутри при правильном к ним подходе. И это, наверное, одно из лучших нововведений Трахтенберга, который учит зрителей критическому мышлению и состраданию. Довольно необычно для многомиллионного боевика.
Эль Фаннинг добавляет юмора и человечности в мрачный и жестокий фильм
Кадр из фильма «Хищник: Планета смерти», реж. Дэн Трахтенберг, 2025
Оригинальность режиссерской мысли компенсируют традиционный для научно-фантастических экшенов визуальный ряд, утопающий в CGI. Казалось бы, это неизбежное зло в подобного рода кино, но в сочетании с незатейливым музыкальным сопровождением атмосфера картины, к сожалению, не подчеркивает ее эмоциональной глубины. И тем не менее, как завещал Джеймс Ганн (а для любителей фестивального кино — Хирокадзу Корээда), семья — это те, кого мы выбираем сами. И часто для того, чтобы подружиться, нужно просто остановиться и прислушаться друг к другу. В наши не самые оптимистичные времена, да еще в оболочке многомиллионной франшизы, такие гуманистические простые истины действительно выглядят радикально.
Вердикт
«Хищник: Планета смерти» предпринимает рискованный шаг, поставив в центр истории главного антагониста франшизы — Хищника, и идет еще дальше, перевернув привычный концепт экшен-фильмов с ног на голову. Режиссер Дэн Трахтенберг отказывается исключительно развлекать публику зрелищными убийствами и учит критическому мышлению и состраданию.