Хакасская мистика «Шаман»: Плата за желания
На московском фестивале «Зимний» был показан мистический фильм Михаила Мерзликина «Шаман». К живущему в глуши чудотворцу приходят люди из самых разных социальных слоев. Каждый рассчитывает на бесплатное и скорое исполнение заветного желания. Разумеется, всё не так просто. Морозное кино трудно назвать хоррором, скорее это мистическая притча. До российского проката фильм доберется 16 января. Объясняем, почему простодушная картина заметно чаще смешит, чем пугает.
День и ночь к хакасскому шаману (Юрий Майнагашев) со спутанными седыми волосами приходят за помощью. Посетители склонны искать легкие пути достижения своих целей. Шаман, однако, каждый раз ставит странные условия. Люба (Марина Федункив) хочет быть красивой и наконец-то выйти замуж — шаман исполнит желание, если женщина отрежет тормозной шланг у трактора. Девочке-подростку Ане (Ананке), чтобы получить 100 тысяч лайков, надо убить человека. Любовнице Ларисе (Янина Мелехова), чтобы муж ушел от супруги и женился на ней, нужно ограбить банк. Все квесты пахнут дьявольщиной, но алчность, злоба и низость побеждают. Просители сомневаются, но в итоге соглашаются грешить. Судьбы всех персонажей, кто пришел к чудотворцу, переплетаются. Старик-шаман всё грустит из-за необдуманных поступков людей, а сидящая рядом черноволосая женщина (Ляна Ондур) приговаривает, что он должен выполнять просьбы просителей.
«Шаман» — полнометражный игровой дебют Михаила Мерзликина. Фильм был снят в Хакасии, а потому заведомо вызывал интерес. Мы привыкли, что качественное авторское кино делают в Якутии, сталкивались с картинами из Бурятии, но Хакасия прежде на экранах была недопредставлена. Можно разве что вспомнить документальный фильм «Там, где наш дом: Хакасия», но это этнографическое кино, которое любуется как красотами края, так и характерами местных жителей. Продюсеры подавали «Шамана» как сибирский хоррор. Что ж, это лукавство. Ничего по-настоящему страшного на экране не происходит, скримеров и джампскейров тоже нет. Гораздо печальнее и чудовищнее смотрятся поступки посетителей шамана.
Картина Мерзликина — морализаторская притча с лобовым месседжем и изначально неприятными героями. Может быть, режиссер и не является мизантропом, но, очевидно, не сомневается, что зла в человеке больше, чем добра. Все желания клиентов шамана кажутся не только сиюминутными, но и ничтожными. Однако каждый почти сразу соглашается совершить зло. О последствиях, разумеется, никто не думает, наказания не ожидает. Шаман только головой качает, вздыхает и удивляется низости просителей. Ни он, ни зрители не могут всерьез поставить на одни весы 100 тысяч лайков и человеческую жизнь.
Люба, Аня, Лариса и остальные не могут ждать, не хотят прилагать усилий, а ищут простые пути исполнения задуманного. Честно говоря, в этом уравнении шаман и вовсе кажется лишним. Учитывая, что персонажи готовы убивать, грабить и вредить другим, не очень понятно, почему просто не добиться своего силой. Сценаристка Анна Гурина («Чекаго») придумывает совершенно абсурдные сюжетные коллизии, которые сталкивают персонажей нос к носу. Вредят они в итоге друг другу. Мозаичная структура напоминает «Магнолию» Пола Томаса Андерсона, хотя ставить два фильма рядом кощунственно.
Что же все-таки у мистической притчи от Хакасии? Немногое. Хакасский чудотворец периодически пляшет по своему скромному жилищу с бубном, надевает маску, порывается вырваться на улицу и освободиться, но его останавливает женщина. Танцует наш шаман под этническую музыку, иногда переходящую в хакасский рок. Фактически другая культура сводится к поверхностному взгляду чужака: ни ритуалы, ни обряды никак не объясняются. Ровно так же быт хакасского шамана мог бы показать рядовой москвич, пожелавший перенести на экран приметы экзотической культуры.
Совершив очередную глупость, недовольные клиенты бегут к шаману с заготовленными ругательствами. Смотрятся ссоры комично, оскорбления летят направо и налево. И так по кругу. Вместе с шаманом зритель оказывается в ужасном лимбе: дурацкий совет, печальные последствия для клиента, ругань. Есть в фильме ровно один сюжетный поворот, который объясняет, почему же дедушка просто не встанет, не пошлет всех клиентов куда подальше и не уйдет.
Минималистичное кино (а камера редко покидает хижину старика) с житейскими мудростями из статусов во «Вконтакте» пугает разве что прямолинейностью и сюжетными коллизиями уровня телеканала «Домашний». «Шаман» вызывает неловкость и ставит под сомнение рост уровня региональных фильмов. С другой стороны, картина может получить в узких кругах культовый статус, как «Комната» Томми Вайсо.