«Камон Камон»: Дядюшкин сон
В подписке Okko появилась нежная драма Майка Миллса«Камон Камон». Хоакин Феникс отправляется с малышом в путешествие, которое поможет ему измениться, успокоиться и обрести гармонию с миром. Рассказываем, почему «Камон Камон» — один из самых сентиментальных фильмов последних лет, который никого не сможет оставить равнодушным.
Джонни (Хоакин Феникс) — вполне успешный радиоведущий и подкастер. Но в данный момент он испытывает затяжной кризис. Причин хватает. Умерла мать, отношения с которой были далеки от идеальных, но связь была, тем не менее, тесной. Друзей нет, да и вообще близится кризис среднего возраста, справиться с которым будет совсем не так легко. Не так давно парня бросила любимая девушка, с которой они встречались несколько лет. Единственные близкие люди Джонни — сестра и племянник Джесси. У них — те же проблемы. И даже больше: отец Джесси — успешный музыкант с не слишком стабильной психикой (на лицо признаки биполярного расстройства) — переехал на новое место. Он нуждается в поддержке — поэтому жена едет к нему. А брата просит тем временем, провести пару-тройку дней с сыном. Долго сидеть на одном месте радиоведущий не может, поэтому в компании мальчика едет записывать репортажи — сперва через всю страну из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, а потом вообще в Новый Орлеан, переживший разрушительное наводнение.
Первое, что бросается в глаза в «Камон Камон» — сценарист и режиссер Майк Миллс («Начинающие») построил мир, где все живут на грани срыва, в глубоком кризисе, выхода из которого не найти. И респектабельный Джонни, и его сестра, и персонажи многих его репортажей здесь — одинокие, несчастные, загнанные в угол. Рядом с ними дети, наоборот, выглядят самыми здоровыми, практичными и рассудительными созданиями на Земле.
Миллс идет по пути стандартного роуд-муви вроде «Человека дождя», сочиняет историю исцеляющей и дающей ответы на проклятые вопросы дороги. Только переворачивает с ног на голову обычную расстановку сил. Не взрослый едет со странным мальчиком в путешествие, чтобы переродиться. Наоборот: мальчик ведет за руку странного, потерявшегося взрослого, чтобы помочь ему найти выход из тупика. Всё это происходит на экране даже буквально: есть в «Камон Камон» сцена, в которой именно герой Феникса теряется в большом городе, а малыш его находит, не наоборот.
Характерно, что и герои проекта Джонни — такие же. Это тоже дети, которые тверже знают, чего хотят, легче переживают стресс и кризисы, чем их родители. И могут помочь тем, кого любят.
В этом смысле никогда еще нервическая натура Хоакина Феникса не использовалась на экране так удачно. Прежде ее все больше эксплуатировали для создания демонических образов — хоть в «Гладиаторе», хоть в «Джокере». Здесь же актер играет едва ли не лучшую, самую открытую и беззащитную свою роль. Человека без кожи, восприимчивого, чувствительного, болезненного. Невероятно органичный юный актер Вуди Норман, которому досталась роль Джесси, оказывается еще и первоклассным партнером по площадке, он только подчеркивает своей непосредственностью всю болезненную фактуру Феникса, помогает ей выйти на новый уровень.
Тихий и едва заметный саундтрек к фильму написали братья Аарон и Брайс Десснеры из инди-группы The National. В 2019 году к выходу их нового альбома I Am Easy to Find Миллс поставил короткометражный фильм под свежие композиции с Алисией Викандер в главной роли. Снял в монохроме фильм отличный ирландский оператор Робби Райан («Фаворитка», «Брачная история» и «Я, Дэниел Блэйк»).
Миллс сочиняет здесь не только трогательную историю отношений и кризиса, но и устраивает очень эффектный аттракцион. Благодаря профессии главного героя, в «Камон Камон» он развязывает себе руки для самых смелых экспериментов со звуком: Джонни и Джесси записывают шумы калифорнийских пляжей и нью-йоркских улиц, голоса мигрантов и звуки их жилищ. Всё это создает особую, неповторимую атмосферу и фактуру, ничуть не менее сентиментальную и трогательную, чем сам фильм. Эти игры со звуком — точно так же, как и сами отношения дядюшки с племянником, и темперамент Феникса — превращают «Камон Камон» в хронику обучения эмоциям. Взрослый человек в режиме реального времени учится выражать их, говорить, бояться, смеяться и плакать.