Опубликовано 24 апреля 2021, 05:46
5 мин.

«Иуда и черный мессия»: Вечный библейский сюжет

Поделиться:
«Иуда и черный мессия»: Вечный библейский сюжет

В Okko вышла историческая остросюжетная драма Шаки Кинга «Иуда и черный мессия». Рассказываем о получившем 6 номинаций на «Оскар» фильме, в котором предатель помог федералам убить одного из лидера «Черных пантер».

Смотрите запись церемонии вручения премии «Оскар-2021» эксклюзивно в Okko

1968 год. Рабство в Америке давно отменили, а вот с расовой сегрегацией и спустя век разобраться не удалось (забегая вперед, прямо скажем, что эта проблема актуальна и сегодня). К этому моменту борьба за права чернокожих приняла впечатляющий масштаб. В 1965 году был убит сторонник вооруженного сопротивления и партизанского ведения боев с государством Малкольм Икс, в 1968-м был застрелен приверженец ненасильственных методов Мартин Лютер Кинг. Политическая обстановка в стране накалена до предела.

Фильм «Иуда и черный мессия» — номинант на «Оскар-2021» за лучший фильм

На этой волне стремительно растет популярность леворадикальной партии «Черных пантер». Черные береты, черные брюки, черные кожаные куртки, голубые рубашки и прически афро — отличительные знаки представителей революционной социалистической организации. Друг друга они называли товарищами. Эффектно одетые последователи Че Гевары и Мао не только обеспечивали бесплатными завтраками чернокожих детей из бедных семей, но и с оружием в руках патрулировали неблагополучные кварталы. Если же на дороге им попадался агрессивно настроенный полицейский, то для белого врага и пули не жалко. Правительство и ФБР относились к «Пантерам» как к террористической организации, и на то у них точно были свои причины. В «Иуде и черном мессии» тогдашний одиозный директор Федерального бюро расследований Эдгар Гувер (спрятанный за несколькими слоями грима Мартин Шин) говорит подчиненным с трибуны, что радикально настроенные борцы за права афроамериканцев опаснее СССР и Китая.

Но вернемся к фильму, хоть исторический контекст имеет для него определяющее значение. Пронырливый угонщик автомобилей Уильям О’Нил (Лакит Стэнфилд) придумывает ироничный трюк: он показывает братьям по цвету кожи фальшивый жетон агента ФБР, обыскивает перепуганных простаков и ворует у них ключи от машины. Как-то раз федералы ловят его с поличным. Теперь мошеннику грозит 6,5 лет тюрьмы, но, конечно же, есть альтернатива. В Чикаго «Черные пантеры» особенно сильны. Местную ячейку партии возглавляет прекрасный оратор и убежденный революционер Фред Хэмптон (Дэниэл Калуя). Для борьбы с общим врагом — властью — он заключает союзы с местными бандами, латиноамериканцами и даже членами ку-клукс-клана. О’Нилу предстоит втереться в доверие к «Пантерам» и лично Хэмптону и постепенно подрывать организацию изнутри. Все средства хороши.

«Иуда и черный мессия» — номинант на «Оскар» за лучший фильм

Премьера «Иуды и черного мессии» прошла на фестивале Sundance этого года. Один из продюсеров фильма — Райан Куглер, режиссер «Черной пантеры». А снял биографическую драму Шака Кинг, ученик Спайка Ли. Это вторая картина в карьере Кинга. Ранее он ставил отдельные эпизоды сериалов «Кайф с доставкой», «Земляне» и «Выскочка». Его дебют — «Молодожены» — 8 лет назад также был показан на «Сандэнсе».

В 2021-м, когда так и не закончен процесс над экс-полицейским, обвиняемым в убийстве Джорджа Флойда, а движение BLM привлекло внимание мировой общественности, «Иуду и черного мессию» трудно воспринимать как лишь один из не самых известных и довольно мутных эпизодов в истории США. Прямой связи с сегодняшним днем в фильме нет, но его создатели очевидно проводят параллели с двумя разными эпохами. Борьба за права чернокожих продолжается, а правительство, не только американское, порой готово идти на граничащие с законом шаги, дабы избавиться от назойливых мух в виде политических оппонентов. Про методы сопротивления тех же самых «Черных пантер» можно и умолчать.

Фильм «Иуда и черный мессия», претендент на «Оскар» за лучший фильм

Шака Кинг унаследовал от Спайка Ли публицистический пафос, праведный гнев, острое чувство несправедливости по отношению к афроамериканцам и умение мастерски вплетать документальные кадры в вольную интерпретацию исторических событий. Само название картины недвусмысленно намекает на библейских размах действия и неминуемый итог. Учитывая, что в основе фильма реальные события, трудно проспойлерить финал картины. Прекрасно понимает это и режиссер, едва ли претендующий на реконструкцию исторического эпизода. Да и своего отношения к главным действующим лицам он и не думает скрывать. Шутка ли, ведь берется он за житие святого. Второе пришествие Христа обернулось убийством, люди вновь не разглядели посланника высших сил.

Фактически Кинг рисует альтернативную реальность. Ради усиления драматического эффекта он четко разграничивает противоборствующие силы на черных и белых. Молодые, может быть, наивные, но с горящими глазами и идейные «Пантеры» сеют добро, вставляют им палки в колеса обрюзгшие расисты-капиталисты из ФБР. Конечно, режиссер упрощает политическую жизнь Штатов конца 60-х, отчетливо встает на одну из сторон, но его пыл и энергия заражают зрителя. К сереидне ленты уже можно забыть про любой контекст и наслаждаться динамичным повествованием.

Фильм «Иуда и черный мессия» — номинант на «Оскар» за лучший фильм

«Иуда и черный мессия» при не самой хитрой драматургии держится на выдающихся работах двух молодых актёров — Дэниэла Калуи и Лакита Стэнфилда. У обоих замечательное будущее и интересные роли впереди, а пока они номинированы на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. И по прогнозам критиков и букмекеров, Калуя — явный фаворит, за Стэнфилда немного обидно, но такого исхода следовало ожидать. Фред Хэмптон — харизматичный оратор вождистского типа, прирожденный лидер и просто добрый малый. У него несколько больших и проникновенных монологов формата под «Оскар». Стэнфилд (он же Уильям О’Нил) — единственный в фильме неоднозначный и сложный персонаж. По ходу развития событий он проникается идеями «Пантер», но предпочитает личные интересы общему делу, буквально предает главу отделения партии в Чикаго и своего друга за 30 сребреников. Молодой актер прекрасно передает внутренние противоречия, невозможность сделать, по совести, правильный шаг. Это большая человеческая трагедия.

В финале картины на экране появляются реальные Хэмптон и О’Нил, история приобретает новое измерение. Прием несколько манипулятивный, но в правильных руках достигает нужного эффекта. Не брезговал таким и Спайк Ли в «Черном клановце», показывая хронику последних лет, продолжая прошлое в настоящем.

Удивительно, но в классическом случае предательства близкого человека запоминаются оба. Герой обрастает мифами, превозносится и сам становится легендой. Иуда вынужден годами мучиться, а еще одним проклятием становится дурная слава о его поступке. Шака Кинг находит в себе силы пожалеть обоих, ведь счастливый конец не для них.