Истина в воде: «Ундина» Кристиана Петцольда
В Okko вышла «Ундина» Кристиана Петцольда. Немецкий режиссер — один из самых модных, мастеровитых и заслуженных в своей стране. На сей раз он переосмысляет древнегерманскую легенду, перенося ее действие в современный Берлин. И конечно, премьера «Ундины» состоялась в столице Германии на знаменитом фестивале.
Берлинская школа, к пионерам которой принадлежит режиссер «Ундины» Кристиан Петцольд, всегда была склонна к романтике разного толка. Философской, ядовитой, тоскливой, обескураживающей или вдыхающей жизнь в окружающую безысходность — нужное зрителю подчеркнуть. До этого фильма Петцольда идеальным примером романтического фильма от берлинцев была ранняя картина Ангелы Шанелек «Марсель». Героиня Марен Эггерт, любимой актрисы Шанелек, приезжала на французское побережье в холодном феврале. Делала снимки, нашла любовь, хотя и не искала ее, всячески старалась затеряться в городе, который ее не знает. Но все имеет свойство заканчиваться, и романтическая история героини сама собой завершилась по приезде в родной Берлин. Однако что-то важное осталось внутри нее — оно не может завершиться, не может умереть, так как воспоминание о былом оказывается больше смерти.
Петцольд переплюнул планку, заданную Шанелек в 2004 году, и сделал это в лучшем из возможных смыслов. «Ундина» — совершенная история любви, пересматривать которую нужно из года в год, как нужно пускать кислородный коктейль в кровь человека с тяжелым похмельем. Петцольд органично осовременивает вечное, рассказывает свою версию трагической любви русалки и человека, чтобы так же, как когда-то Шанелек, напомнить — все заканчивается и имеет свою цену, но способно остаться в веках. Он создает берлинскую сказку о близости, предательстве и искуплении, любви на границе жизни и смерти.
Ундина (Паула Бер) работает гидом в Департаменте городского развития столицы Германии — водит экскурсии по прошлому и настоящему города. Его здания представлены здесь в виде милых макетов, картонных квадратиков и прямоугольников. Ундина часто пьет кофе в кафе напротив, столики которого видны из окна ее работы. Однажды там она буднично встретится с бойфрендом Йоханнесом (Якоб Маченц) для не будничного разговора. Окажется, что Йоханнес, любовь всей жизни Ундины, полюбил другую — вот так вот все прозаично. Но девушка жить не может без него, поэтому предлагает ему одуматься, пока не поздно, и дождаться ее после очередной экскурсии. «Не дождешься — умрешь». Но эти слова не пугают самонадеянного парня, и он уходит прочь. А Ундина в этот же день встречает Кристофа (Франц Роговски), промышленного водолаза, который пришел за ней в кафе после увлекательной лекции, чтобы рассказать о своих чувствах. Знакомит героев вода, вытекающая из огромного лопнувшего аквариума. Теперь Кристоф и Ундина будут вместе — всем смертям назло.
Ундина (хрупкая, рыжеволосая и выразительная Паула Бер) — добрая русалка в человеческом обличье, и даже в Берлине она живет неспроста. В переводе с вымершего западнославянского языка этот топоним связан с болотом — с водой, у которой нет выхода. Так и чувствам девушки нужен выход, иначе ее любовь становится смертельной, убивающей тех, кто попадется ей на пути. Силу ее любви сдержать может только человек, имеющий неразрывную связь с водой, — герой Франца Роговски.
Как сказка, претендующая на то, чтобы остаться в вечности, «Ундина» снята просто и изящно. Никаких монтажных эксцессов, ничего, что может отвлечь от сути. В нужный момент найдется повторение — вот Ундина из начала фильма вглядывается из окна в столики кафе напротив — ее возлюбленный должен принять решение, остаться или уйти. Через какое-то время мы снова увидим девушку у того же окна, но вглядываться в окно будет уже Йоханнес, пришедший мириться на никому не нужной волне раскаяния. Лаконичность — всегдашняя черта фильмов берлинцев, и тут она тоже работает безотказно. Рассказываемая история эмоционально слишком сильна, чтобы нуждаться в любых операторских изысках. Вместо них тут будут завораживающие блики на поверхности рек и озер, этих пограничных пространств между нашим миром и миром иных существ, к которому принадлежит Ундина.
В классической романтической истории, как водится, существует два героя, которые, преодолевая все невзгоды, обретают счастье в единении — пусть и в загробном мире. Но Петцольда эта цифра не устроила с самого начала. Его главных героев больше, чем два, и речь не о бывшем бойфренде Ундины и не про коллег Кристофа — вообще ни про кого из людей. Третий главный герой этого фильма — сам Берлин, его здания, старые и новые, его мосты, деревья, реки, автомобильные дороги и пригородные поезда. Это лаконичное и целомудренное признание в любви к городу, который для Петцольда, кажется, обладает самым романтичным флером на планете. Берлин сводит героев вместе, он же становится скрепой, на которой держится условность этой волшебной фантазии. Сказочная Ундина, исходившая его вдоль и поперек, наконец вернется туда, откуда пришла.