И после смерти в каждом мне видится Фриц: «Бруклин 45» Теда Гейгана
На стриминге Shudder можно посмотреть «Бруклин 45» — ретро-триллер о ветеранах Второй мировой, которые собираются вместе, чтобы в конце концов явить себе и миру свои скелеты в шкафу. Рассказываем, почему не стоит верить фильму, который притворяется обыкновенным кровавым ужастиком о столкновении с потусторонним миром.
1945 год, конец декабря. Вторая мировая война уже несколько месяцев как завершена, но, как водится, продолжает жить в головах. Четверо давнишних друзей, американских ветеранов, собираются в гостях у одного из них, Клайва (Ларри Фессенден). Вроде бы для встречи старинной компании не нужен повод, но формально он всё же есть, пусть и не проговорен вслух — Клайв недавно овдовел, его жена Сюзи покончила с собой, и друзья собрались его поддержать, попутно вспоминая бравое прошлое. Клайв тяжело переносит утрату, к моменту встречи с компанией он уже приговорил пару бутылок крепкого, но пьют тут все — запивая боль перенесенной войны и не до конца понимая, что теперь с собой делать.
Уговорив очередной бокал виски, Клайв предлагает компании вторгнуться в мир умерших. После смерти жены он начал читать много книг по парапсихологии и метафизике и теперь готов вызвать дух погибшей, чтобы наконец выяснить, зачем она убила себя. Сначала все принимают эту идею в штыки — серьезным людям не к лицу заниматься такими глупостями. Но Клайв непреклонен: он заявляет, что если эти люди называют себя его друзьями, то должны ему помочь. Что поделать — компания соглашается, кулон и платок умершей лежат в центре стола наготове, и с того момента, как друзья возьмутся за руки, создавая портал в потусторонний мир, спираль истории начнет стремительно закручиваться, не давая зрителю выдохнуть на протяжении полутора часов.
Сценарий «Бруклина 45» написал Тед Гейган, он же выступил и постановщиком картины. Режиссеру также помогал его ныне покойный отец Майкл, который был ветераном ВВС, а после службы работал учителем американской истории. Действие фильма развивается вроде бы по накатанному маршруту и семимильными шагами. Уже в первые 30 минут проливается кровь, но мистические события становятся лишь винтиками, запускающими главную историю — о травме, расизме, боли, потере и жизни после того, как казалось, что дальше жизни не будет.
Опытный зритель фильмов ужасов может легко догадаться, что в жанровом отношении что-то тут нечисто: компания слишком быстро лишается одного из своих членов. Так оно и окажется — ужастик о вызове духов, каковым фильм притворяется первые 20 минут, оборачивается в итоге напряженным разговорным триллером о жутких скелетах в шкафу и о том, как война оставляет в людях тяжелый, неискоренимый след.
События фильма происходят в пределах одной комнаты, действие творится как будто в реальном времени, у которого в «Бруклине», впрочем, свои особые законы. Все, кто зашел в комнату особняка, никогда не будут прежними, если, конечно, вообще смогут выбраться наружу. Цветовая палитра фильма — бордово-красный, приглушенный коричневый и зеленый — лишь добавляет зловещей атмосферы и готовит зрителя к каждому новому откровению героев о своем темном, неизжитом прошлом.
Несмотря на высокую динамику происходящего, зритель вполне успевает изучить всех главных героев — режиссеру удается нарисовать подробный психологический портрет каждого. Им всем есть что скрывать, и ни один из них не избавлен от тяжелых моральных дилемм в дне сегодняшнем.
Марла (Энн Рэмси), бывшая следовательница, во время войны слыла лучшей среди лучших — только она умела выбить информацию из любого нациста, и в ход шли самые изощренные пытки. Сейчас она замужем за Бобом (Рон Е. Рэйнс), который единственный из компании не имел прямого отношения к войне и оттого подвергается насмешкам со стороны друзей-мужчин Марлы. Арчи (Джереми Холм) — изысканная душа компании, который, как вскоре окажется, по приказу Клайва во время войны взорвал немецкий детский приют и только благодаря Полу (Эзра Баззингтон), другому их военному товарищу, помешанному на избавлении мира от «грязных наци», вышел сухим из воды. Пол даже после окончания войны всё время носит мундир, увешанный медалями, чтобы не оставалось сомнений в его праведном геройстве.
Однако в «Бруклине» нет хороших и плохих: у каждого своя правда, но верить никому не стоит. Война учит тебя не только убивать и становиться равнодушным к самой лютой жестокости — она учит подстраиваться под любую ситуацию и извлекать из нее пользу. К финалу у зрителя не останется сомнений в том, что каждый из героев «Бруклина 45» отлично знает это из собственного опыта. Фильм Гейгана, поначалу искусно притворяющийся чем-то простым, понятным и жанрово до боли знакомым, становится откровением о бездонном мире зла, существующем в каждом из нас.