«Гедда» с Тессой Томпсон: Отчаянная домохозяйка
На Netflix вышла «Гедда» — новая версия пьесы Генрика Ибсена, радикально переосмысляющая сюжет оригинала. Вместо XIX века в кадре XX-й, вместо Норвегии — Англия, вместо одной главной героини — две, а то и три. Рассказываем, каким получился неожиданный художественный эксперимент Ниа ДаКосты, создательницы «Кэндимена».
18+
Англия, 1950-е годы. Генеральская дочка Гедда Габлер (Тесса Томпсон) выходит замуж за ученого Джорджа Тесмана (Том Бейтман). В огромном загородном особняке, который, как быстро выясняется, молодым супругам не по средствам, они закатывают вечеринку. Цель — завоевать расположение чопорного профессора Гринвуда (Финбар Линч). Он может продвинуть Джорджа по службе и тем самым решить все финансовые проблемы пары. Однако Тесман — не единственный претендент на повышение. За высокую должность с ним конкурирует Эйлин Левборг (Нина Хосс) — бывшая возлюбленная Гедды, только что закончившая свой новый монументальный труд о сексуальности. Написала она его в соавторстве с Теей Клифтон (Имоджен Путс) — женщиной, которая ради книги и Эйлин бросила мужа. Обе появляются на вечеринке, выводя Гедду из равновесия: она ревнует, злится и нервно теребит болтающийся на цепочке ключ от шкатулки с отцовскими пистолетами.
В классической пьесе Генрика Ибсена всё, конечно, было не так. Действие разворачивалось в Норвегии конца XIX века, Гедда была скучающей нордической красавицей, а на месте Эйлин был мужчина — Эйлерт Левборг, однокурсник Тесмана. Американская постановщица Ниа ДаКоста радикально осовременивает пьесу, совершенно по-другому расставляя в ней акценты. Окружающие Гедду воздыхатели разных мастей ей не интересны, это скучающие болваны, которые в лучшем случае хотят слегка утихомирить яркую и страстную героиню, а в худшем — полностью подчинить ее себе. Посвящать таким персонажам целый фильм? Увольте!
То ли дело женщины. Превращая Эйлерта в Эйлин и отдавая Теа чуть больше важных сцен, чем это часто принято в постановках ибсеновской пьесы, ДаКоста полностью трансформирует всю историю. Теперь это сюжет не только о конкретной героине, застрявшей в ловушке несчастливого брака, но и о женской судьбе в самом общем смысле. Гедда, Эйлин и Теа воплощают разные ее варианты и отражаются друг в друге, как знаменитые двойники в романах Достоевского. Все трое на самом деле хотят одного и того же — свободы, независимости, любви и признания. Теа ради этого уходит от мужа. Эйлин бьется за место в академической системе. Ее проблемы с алкоголем, неоднократно упоминающиеся в фильме (тут сценарий верен пьесе), очевидно, порождены трудностями, которые возникли на этом нелегком пути.
Это не первый совместный фильм ДаКосты и Томпсон: актриса играла в дебюте постановщицы «Лесок»
Кадр из фильма «Гедда», реж. Ниа ДаКоста, 2025
Гедда же в трактовке ДаКосты поставила не на себя, а на брак с мужчиной, и потому проиграла. Все ее мучения вызваны несоответствием внутреннего и внешнего. Она ненасытная хищница, но обитает не на воле, а в золотой клетке. Она любит одного человека, а живет с другим. Она обожает дикие вечеринки, но на своей собственной вынуждена изображать примерную жену. Она тоже хотела бы быть чьим-то соавтором, но ее не берут, и в порыве почти детской злости она готова уничтожить чужую рукопись.
Героиня Томпсон, в отличие от первоисточника, не тоскует по абстрактной «красоте». Вокруг нее и так всё красиво. Иногда даже кажется, что чересчур: обои с павлинами, мебель в стиле ар-деко, огромные зеркала с массивными рамами, в которых Гедда силится, но никак не может разглядеть себя. На стенах особняка висят экспрессионистские картины, перегруженные острыми углами и изломанными линиями, — это, понятное дело, рифма к внутреннему состоянию хозяйки дома. Страсть ДаКосты к декорированию пространства напоминает фильмы База Лурмана, еще одного режиссера, одержимого антуражем. Костюмы в «Гедде» тоже великолепны. Каждая из героинь наряжена в платье, которое, с одной стороны, открывает плечи и грудь, подчеркивая женственность, а с другой, вызывает прямую ассоциацию с доспехами из-за своей жесткой структуры. Это женщины, вышедшие на бой, ни больше ни меньше.
Ниа ДаКоста мечтала поработать с немецкой актрисой Ниной Хосс с тех пор, как посмотрела драму Кристиана Петцольда «Барбара» с ее участием
Кадр из фильма «Гедда», реж. Ниа ДаКоста, 2025
Главная сложность для зрителя заключается в том, сможет ли он полюбить эту версию Гедды Габлер так же сильно, как, очевидно, любит ее сама создательница. Это непростая задача, особенно учитывая, что рядом с Геддой — по сути, антигероиней — большую часть времени находится отважная Эйлин в феноменальном исполнении Нины Хосс, живой легенды немецкого кино и театра. Фигура Хосс и физически, и метафорически возвышается над всем происходящим в кадре, непроизвольно лишая остальных актеров возможности проявить себя так, как того требует сценарий.
ДаКосту это явно не пугает, она и не собиралась делать Гедду любимицей публики. В Сети до сих пор можно найти любительскую короткометражку, снятую постановщицей еще в студенческие годы. В шестиминутном слэшере «Черная девушка умирает последней» темнокожая студентка коварно расправляется в общаге с однокурсницами: одну закалывает, другую сталкивает с винтовой лестницы, третью топит в унитазе. Гнев — эмоция, которую женщинам обычно не прощают, — у ДаКосты не подавляется. Ее героиням позволено быть злыми, обиженными, жестокими, и их никто за это не судит, ведь если ты упрячешь все эти чувства, не дав им выхода, то закончишь либо на дне озера, либо с огнестрельным ранением в груди.
Вердикт
Чтобы по-настоящему оценить радикальность режиссерки Ниа ДаКосты, лучше, конечно, быть знакомым с оригинальной пьесой Ибсена. «Гедда» — прежде всего упражнение в популярном жанре «переписываем классику», а уже потом полноценная история со своей траекторией событий. У фильма невероятные декорации и потрясающие костюмы. Исполнительницы главных ролей Тесса Томпсон и Нина Хосс выступают в неожиданных для себя амплуа. Однако зрительского сочувствия эта Гедда не ищет, что точно будет препятствием для значительной части аудитории.