Опубликовано 01 мая 2024, 13:22
5 мин.

«Фрау»: Сказка о рыцаре и принцессе из разных миров

Поделиться:
«Фрау»: Сказка о рыцаре и принцессе из разных миров

В подписке Okko появилось драмеди Любови Мульменко «Фрау». Главные роли исполняют прекрасные Лиза Янковская и лидер группы OQJAV Вадик Королёв. После дебютного и не лишенного шероховатостей «Дуная» у Мульменко получается один из самых тонких, остроумных и обаятельных отечественных фильмов прошлого года. Объясняем, почему это важное и актуальное кино, которое не стоит пропускать.

Фрау
Рейтинг: 7.6IMDb: 6.9
Жанр: Мелодрамы
2023, 105 мин
Россия, 18+
Режиссер: Любовь МульменкоГлавные роли: Вадик Королев, Лиза Янковская, Инга Оболдина, Людмила Чиркова, Дарья Коныжева, Максим Стоянов

Балерина пермского театра Кристина (Лиза Янковская) встречается с женатым врачом Гришей (Алексей Розин), но понимает, что от супруги кавалер едва ли уйдет, так что будущего у отношений нет. Однажды на ее выступление приходит странноватый продавец магазина «Охотник и рыболов» Ваня (Вадик Королёв), который живет в бабушкиной квартире, обожает «Легенду об Уленшпигеле», верит, что времена рыцарства не закончились, всех девушек называет «фрау» и убежден, что одному быть никак нельзя. Увидев Кристину, парень сразу же решает, что она станет его супругой. А балерина, хоть и отмечает разные с Ваней интересы, считает, что он свободен, а потому уже лучше Гриши.

«Фрау» — второй после «Дуная», впервые показанного два года назад в конкурсе «Кинотавра», фильм Любови Мульменко в качестве постановщицы. Прежде она успела прославиться как талантливая сценаристка, создающая живые и запоминающиеся диалоги. Среди ее работ: «Как меня зовут», «Еще один год», «Комбинат „Надежда“» и «Верность».

На фестивале «Маяк», где впервые показали «Фрау», Мульменко удостоилась награды за лучший сценарий, а Янковская получила приз за лучшую женскую роль. Не менее органичен в кадре музыкант Вадик Королёв, который не первый раз появляется на экране. Ранее он снимался в «Человеке из Подольска» и «Город уснул». Мульменко важно, что он не актер, человек из другой среды, который тут же выделяется в кадре, как и положено Ване. Съемки «Фрау» проходили в родной для постановщицы Перми. Мульменко вообще признается, что любит снимать кино в хорошо знакомых городах. А Пермь и Белград, показанный в «Дунае», — среди ее любимых мест в мире.

Вадик Королёв в фильме «Фрау»

У фильма два оператора. Летнюю часть картины снимал Артём Емельянов, зимнюю — Мария Фалилеева

Кадр из фильма «Фрау», реж. Любовь Мульменко, 2023

Довольно быстро становится понятно, что Ваня и Кристина категорически не подходят друг другу. Прежде он каждые выходные вместе с коллегами из магазина Вовкой (Максим Стоянов) и Коляном (Дарья Коныжева), которую на самом деле зовут Надей, выезжал на природу, но балерине подобный отдых, как и сомнительная компания, не нравятся. Ваня слушает советские песни, чистит зубы древним зубным порошком и ходит в штанах цвета хаки и с рюкзаком за плечами. Молодой человек напоминает походника, который всегда готов умчать в лес. Кроме того, под рукой всегда топорик. С его помощью можно и дров наколоть, и противника напугать. Ваня странненький, но обаятельный, безобидный и настолько несовременный, что на него невозможно ругаться и злиться.

Рецензия на фильм «Фрау»

Некоторые эпизоды были сняты на сцене Пермского театра оперы и балета

Кадр из фильма «Фрау», реж. Любовь Мульменко, 2023

И поначалу все странности парня даже привлекают Кристину. Но уже через пару недель тошно и от обращения «фрау», и от вечного вечернего вопроса «Любимая, как прошел твой день?». За верхним любопытным слоем в мечтательном Ване ничего нет, он рыцарь, функция при принцессе. Кристина толком и сама не может сформулировать, чего хочет, пока же просто боится остаться одна, как мама (Инга Оболдина) и бабушка (Татьяна Чиркова). Две женщины давят на 29-летнюю девушку и уже ждут внуков, а для этого сначала нужен муж. Может быть, Кристина и не начала бы встречаться с Ваней, если бы не травма колена, а вместе с ней подспудно возникающие мысли о жизни после балета, ведь век на сцене короток.

«Фрау»: обзор фильма, трейлер, кадры, рецензия

Лиза Янковская несколько месяцев брала уроки хореографии в Москве, чтобы убедительно сыграть балерину Кристину

Кадр из фильма «Фрау», реж. Любовь Мульменко, 2023

В классических ромкомах зрителям часто представляют чудаковатых персонажей, которые удивительным образом притягиваются друг к другу, несмотря на кажущиеся со стороны непреодолимыми различия. Кристина и Ваня изначально принадлежат к разным мирам, что бросается в глаза на визуальном уровне. Эпизоды с парнем выдержаны в ярких пастельных красках, словно бы это Пермь Уэса Андерсона. Сцены с Кристиной — в холодных тонах, более реалистичные, это Пермь если не Алексея Балабанова, то хотя бы Бориса Хлебникова. Но есть и третий визуальный пласт. Много лет назад сокурсница разбила Ване сердце, после чего тоскующий рыцарь написал «Ледяную сказку», тетрадь с которой хранит в морозилке. Несколько раз зрители проваливаются в мир литературного произведения. Изображение черно-белое, глаза разъезжающего на коне рыцаря Вани становятся пугающе темными, словно бы зрачка вовсе нет. Это выдуманная реальность, в которой безобидный продавец магазина «Охотник и рыболов» кажется психопатом. Ничего общего у мира «Ледяной сказки» с обычной Пермью нет, вот только Ваня об этом не догадывается. Он вообще путает фантазии и явь, не способен уяснить, что «Легенда об Уленшпигеле» может не реализоваться на практике.

Фильм Любови Мульменко «Фрау»

«Фрау» полностью переворачивает штампы романтической комедии

Кадр из фильма «Фрау», реж. Любовь Мульменко, 2023

Во «Фрау» нет одного главного героя, это фильм, в котором экранное время поделено поровну между Кристиной и Ваней. Оба не только страшно боятся одиночества, но даже считают его смертным грехом. Не положено человеку не иметь рядом фрау или мужа, кому что. Постепенно легковесный и смешной фильм приобретает грустные нотки, хоть точность отдельных фраз и скрытая ирония остаются. Для второй режиссерской работы это вообще ювелирно сделанное кино, это по-сандэнсовски милая и многослойная зрительская картина.

Чем ближе финал, тем сильнее сопереживаешь героям, но в то же время ищешь для каждого свой отдельный хеппи-энд. Режиссер не пытается искусственно свести Кристину и Ваню из разных миров. Их отношения могут стать для обоих полезным опытом. Без любви, конечно, нельзя, но выдумать, искусственно развить в себе сильное чувство не получится. Важно об этом помнить и в нужный момент идти дальше.

Новое в подписке

Лучшее в подписке