«Фрау»: Сказка о рыцаре и принцессе из разных миров
В подписке Okko появилось драмеди Любови Мульменко «Фрау». Главные роли исполняют прекрасные Лиза Янковская и лидер группы OQJAV Вадик Королёв. После дебютного и не лишенного шероховатостей «Дуная» у Мульменко получается один из самых тонких, остроумных и обаятельных отечественных фильмов прошлого года. Объясняем, почему это важное и актуальное кино, которое не стоит пропускать.
Балерина пермского театра Кристина (Лиза Янковская) встречается с женатым врачом Гришей (Алексей Розин), но понимает, что от супруги кавалер едва ли уйдет, так что будущего у отношений нет. Однажды на ее выступление приходит странноватый продавец магазина «Охотник и рыболов» Ваня (Вадик Королёв), который живет в бабушкиной квартире, обожает «Легенду об Уленшпигеле», верит, что времена рыцарства не закончились, всех девушек называет «фрау» и убежден, что одному быть никак нельзя. Увидев Кристину, парень сразу же решает, что она станет его супругой. А балерина, хоть и отмечает разные с Ваней интересы, считает, что он свободен, а потому уже лучше Гриши.
«Фрау» — второй после «Дуная», впервые показанного два года назад в конкурсе «Кинотавра», фильм Любови Мульменко в качестве постановщицы. Прежде она успела прославиться как талантливая сценаристка, создающая живые и запоминающиеся диалоги. Среди ее работ: «Как меня зовут», «Еще один год», «Комбинат „Надежда“» и «Верность».
На фестивале «Маяк», где впервые показали «Фрау», Мульменко удостоилась награды за лучший сценарий, а Янковская получила приз за лучшую женскую роль. Не менее органичен в кадре музыкант Вадик Королёв, который не первый раз появляется на экране. Ранее он снимался в «Человеке из Подольска» и «Город уснул». Мульменко важно, что он не актер, человек из другой среды, который тут же выделяется в кадре, как и положено Ване. Съемки «Фрау» проходили в родной для постановщицы Перми. Мульменко вообще признается, что любит снимать кино в хорошо знакомых городах. А Пермь и Белград, показанный в «Дунае», — среди ее любимых мест в мире.
Довольно быстро становится понятно, что Ваня и Кристина категорически не подходят друг другу. Прежде он каждые выходные вместе с коллегами из магазина Вовкой (Максим Стоянов) и Коляном (Дарья Коныжева), которую на самом деле зовут Надей, выезжал на природу, но балерине подобный отдых, как и сомнительная компания, не нравятся. Ваня слушает советские песни, чистит зубы древним зубным порошком и ходит в штанах цвета хаки и с рюкзаком за плечами. Молодой человек напоминает походника, который всегда готов умчать в лес. Кроме того, под рукой всегда топорик. С его помощью можно и дров наколоть, и противника напугать. Ваня странненький, но обаятельный, безобидный и настолько несовременный, что на него невозможно ругаться и злиться.
И поначалу все странности парня даже привлекают Кристину. Но уже через пару недель тошно и от обращения «фрау», и от вечного вечернего вопроса «Любимая, как прошел твой день?». За верхним любопытным слоем в мечтательном Ване ничего нет, он рыцарь, функция при принцессе. Кристина толком и сама не может сформулировать, чего хочет, пока же просто боится остаться одна, как мама (Инга Оболдина) и бабушка (Татьяна Чиркова). Две женщины давят на 29-летнюю девушку и уже ждут внуков, а для этого сначала нужен муж. Может быть, Кристина и не начала бы встречаться с Ваней, если бы не травма колена, а вместе с ней подспудно возникающие мысли о жизни после балета, ведь век на сцене короток.
В классических ромкомах зрителям часто представляют чудаковатых персонажей, которые удивительным образом притягиваются друг к другу, несмотря на кажущиеся со стороны непреодолимыми различия. Кристина и Ваня изначально принадлежат к разным мирам, что бросается в глаза на визуальном уровне. Эпизоды с парнем выдержаны в ярких пастельных красках, словно бы это Пермь Уэса Андерсона. Сцены с Кристиной — в холодных тонах, более реалистичные, это Пермь если не Алексея Балабанова, то хотя бы Бориса Хлебникова. Но есть и третий визуальный пласт. Много лет назад сокурсница разбила Ване сердце, после чего тоскующий рыцарь написал «Ледяную сказку», тетрадь с которой хранит в морозилке. Несколько раз зрители проваливаются в мир литературного произведения. Изображение черно-белое, глаза разъезжающего на коне рыцаря Вани становятся пугающе темными, словно бы зрачка вовсе нет. Это выдуманная реальность, в которой безобидный продавец магазина «Охотник и рыболов» кажется психопатом. Ничего общего у мира «Ледяной сказки» с обычной Пермью нет, вот только Ваня об этом не догадывается. Он вообще путает фантазии и явь, не способен уяснить, что «Легенда об Уленшпигеле» может не реализоваться на практике.
Во «Фрау» нет одного главного героя, это фильм, в котором экранное время поделено поровну между Кристиной и Ваней. Оба не только страшно боятся одиночества, но даже считают его смертным грехом. Не положено человеку не иметь рядом фрау или мужа, кому что. Постепенно легковесный и смешной фильм приобретает грустные нотки, хоть точность отдельных фраз и скрытая ирония остаются. Для второй режиссерской работы это вообще ювелирно сделанное кино, это по-сандэнсовски милая и многослойная зрительская картина.
Чем ближе финал, тем сильнее сопереживаешь героям, но в то же время ищешь для каждого свой отдельный хеппи-энд. Режиссер не пытается искусственно свести Кристину и Ваню из разных миров. Их отношения могут стать для обоих полезным опытом. Без любви, конечно, нельзя, но выдумать, искусственно развить в себе сильное чувство не получится. Важно об этом помнить и в нужный момент идти дальше.