Французский хоррор «Паутина страха»: Добро пожаловать в новый дом!
Арахнофобия, или боязнь паукообразных — один из самых популярных частных случаев зоофобии. Когда-то на эту тему Фрэнк Маршалл снял культовый фильм с говорящим названием «Боязнь пауков», а теперь «Паутина страха» дебютанта Себастьяна Ваничека, показанная в прошлом году на Венецианском фестивале, претендует на звание главного хоррора о насекомых. Убедитесь в этом сами в Okko. Помимо общего настроения фильмы связывает еще кое-что: в съемках обоих принимали участие самые настоящие живые ПАУКИ.
«Паутина страха» начинается с привычного для хорроров захода: некто приезжает в новый дом и сталкивается с неожиданными препятствиями, которые мешают вести спокойную и размеренную жизнь. Вот только в случае Себастьяна Ваничека переезжают не люди, а пауки. Обнаруженные неизвестными охотниками где-то в пустыне, пауки теряют старое знакомое место обитания и оказываются заключены в небольшие пластиковые контейнеры. Одна из таких коробочек попадает в руки 30-летнего Калеба (Тео Кристин), который заботливо приносит членистоногого в квартиру и предлагает чувствовать себя как дома. Паучок оборачивается паучихой (Калеб называет ее Рианной) и мгновенно пользуется предложением, раскладывая по углам коконы с потомством. Вот только другие квартиранты, кажется, не готовы мириться с неожиданным соседством. В ответ на агрессию паукам ничего не остается, как начать войну за жилплощадь. В их случае монстрами оказываются люди, которые только и делают, что перегоняют несчастных с места на место, лишая стабильного крова. А как это выглядит со стороны людей?
Калеб и его сестра Манон (Лиза Ньярко) живут в красивом, но старом здании во французской коммуне Нуази-ле-Гран. Несмотря на внешнюю привлекательность, комплекс, больше известный из-за своей круглой формы как «камамбер», предназначен скорее для социального жилья. После смерти матери Манон стремится покинуть родные стены — ремонт здесь обойдется дороже, чем переезд в новую квартиру. Но Калеб радикально против продажи, тем более сейчас, когда боль от потери матери еще слишком свежа. Юноша ищет покоя среди любимых питомцев: в комнате у него оборудован настоящий террариум с экзотическими животными. Огромные африканские тараканы, египетский скорпион и прочие многоножки заполняют сердце Калеба теплом, ведь сестра, кажется, совсем не понимает его скорби, а лучший друг не может забыть старую ссору. Обнаружив в одной из местных лавок коробочку с полумертвым пауком, Калеб покупает его, чтобы обеспечить новому другу лучшую жизнь. Но вместо террариума временно помещает питомца в коробку, из которой тот, конечно, очень скоро сбегает.
В считанные часы шедевр городской архитектуры превращается в поле боя. В подвале, на лестницах, в вентиляции и даже в стенах дома каждую минуту множатся ядовитые восьминогие существа. Кажется, они не против делить пространство с людьми, но активное желание последних избавиться от тарантулов делает невозможным любую коммуникацию. Где-то снаружи полиция уже оцепляет район, объявляя карантин. Пауки растут, а люди терпят поражение за поражением.
Как и в случае польской «Империи комаров», показанной на Венецианском фестивале три с лишним года назад, насекомые здесь занимают центральное место, только вместо внушающего ужас гула летающих комаров мы слышим едва уловимый шорох, предсказывающий приближение множества волосатых ножек. Среди других главных героев — друзья Калеба и Манон, застрявшие в доме вместе с ними. «Муниципальный офицер» Лила (София Лезафр) страдает от арахнофобии, ее парень Джорди (Финнегэн Олдфилд) — образец трезвомыслия и по совместительству бывший лучший друг Калеба, общий товарищ Матис (Жером Ньель) — добродушный вор, зарабатывающий на жизнь продажей краденых велосипедов.
Опытный оператор Александр Жамен, с которым Ваничек уже работал ранее над коротким метром, мастерски создает по-настоящему жуткую атмосферу. Круговые панорамы, начинающиеся с пугающих крупных планов и заканчивающиеся демонстрацией коридора, полного пауков, — пожалуй, самая эффектная часть фильма. Это одновременно и плюс, и минус, потому что прочие составляющие картины уступают визуальной части. В сценарии и режиссерской работе чувствуется рука дебютанта — герои повторяют распространенную в жанре ошибку и начинают выяснять отношения в самые неподходящие моменты, а сюжетная линия дружбы Калеба и Джорди кажется недописанной и потому лишней. Не обошлось и без слегка упрощенных метафорических параллелей: силовики на пороге дома со спасительной миссией на деле оказываются чуть ли не опаснее пауков, потому что прежде всего думают о предотвращении повсеместного распространения членистоногих, а не о судьбах мигрантов, занимающих места в социальных квартирах.
В одном из интервью Ваничек говорил, что в жанре всегда важна реакция героев на события. Если персонажи испугаются паука, то будет хоррор, а если посмеются над ним, то это комедия. Режиссеру интересны не столько декорации, внешний вид персонажей и нагоняющие жути монтажные склейки, сколько изучение реакций человека и насекомых. Пожалуй, именно поэтому финальная сцена «битвы с боссом» здесь представляет собой не яркое зрелище, а скорее социальный эксперимент. Ведь и правда, всё, что требуется от героев (как от людей, так и от паукообразных), — это остановиться, перестать видеть в чужом врага и наконец начать диалог.