«Финист. Первый богатырь»: Сказочный конструктор
1 января в прокат выходит фильм «Финист. Первый богатырь» — один из главных участников «новогодней битвы» за кассовые сборы и зрительское внимание. Это приквел популярной франшизы «Последний богатырь», где в центре сюжета оказывается не Иван в исполнении Виктора Хориняка, а персонаж Кирилла Зайцева. Финиста ждет новое приключение, в котором его будут сопровождать как уже знакомые зрителю, так и новые персонажи. Рассказываем, из каких ингредиентов собран сказочный блокбастер.
Вышедший в 2017 году «Последний богатырь» задал тренд на удачные современные киносказки с богатой графикой, расписными костюмами и мощными декорациями заметно раньше феномена «Чебурашки» и стал предвестником кардинального поворота российской киноиндустрии к реальности задом, а к эскапизму — передом. У Disney и Yellow, Black and White получилось создать не просто удачно собравший кассу фильм, а качественную семейную франшизу с опорой на национальный фольклор, отвечающую запросу времени. Идеальный пример процесса глокализации, когда по лекалам диснеевских хитов удалось скроить ладную историю в российском культурном контексте.
После выхода трех фильмов — «Последний богатырь», «Корень зла» и «Посланник тьмы» — начался новый этап развития этой киновселенной. Disney по очевидным причинам перестал заниматься проектом, но сказ о современном богатыре было решено продолжать в формате сиквелов, приквелов и прочих спин-оффов. Первым продуктом, открывшим новую главу франшизы, стал вышедший осенью 2024 года сериал «Последний богатырь. Наследие», который продолжает вести сюжетную линию богатыря Ивана. Параллельно с сериалом разрабатывался и другой проект, призванный расширить мир Белогорья, — фильм-приквел про первого, а не последнего богатыря, то есть тот самый «Финист. Первый богатырь». Он выходит на большие экраны спустя пару месяцев после восьми серий «Наследия».
«Финист» хоть и стал первым фильмом франшизы имени Ивана без самого Ивана, всё же унаследовал от своих предшественников ключевые производственные составляющие. Перед нами вновь очень дорогое кино, декорациям и графике которого позавидует любой «Домовенок Кузя». В сценарии снова переплетаются мотивы из русских сказок с отсылками к современной поп-культуре и шутками для разных возрастов, а в титрах по-прежнему значится режиссер Дмитрий Дьяченко, снявший всю оригинальную трилогию.
Финиста в исполнении Кирилла Зайцева зрители уже встречали в «Корне зла», но только в масштабах почти двухчасового полотна герой наконец-то заявляет о себе на полную катушку. Первый богатырь Белогорья совсем не похож на Ивана из предыдущих фильмов: в отличие от простодушного недотепы, Финист носит звание богатыря с особым апломбом, как настоящая средневековая селебрити. Былины о его благодеяниях интересуют богатыря больше самих подвигов, и именно жажда славы толкает его на главное дело жизни.
Помощник Мелёха (Сергей Лавыгин) рассказывает Финисту про заточенную в башне красавицу, которую охраняет страшный зверь. Смельчаков та зверюга поела бесчисленное множество, но это только раззадоривает тщеславного богатыря, который не прочь заиметь в биографии строчку спасителя невинной девицы и победителя чудища заморского. Поход в башню становится отправной точкой для всех дальнейших приключений Финиста и его команды, куда входит, помимо Мелёхи, помешанная на молодости Баба Яга (Юлия Пересильд).
После набега басурман на Белогорье троица героев оказывается в оковах на корабле, а затем и в некотором царстве, в некотором государстве с восточным колоритом. Там их встречает еще один важный для истории герой — местный гений, миллиардер, плейбой Анариф (Фёдор Добронравов). Он изобретатель, который всю жизнь занимается созданием механизмов для улучшения жизни, но всё еще не может преодолеть сопротивление народа техническому прогрессу. «Люди не понимают язык прогресса, только силу и богатство», — говорит Анариф в своем дворце, который выглядит как умный дом для шейха.
Восточный изобретатель не просто пропагандирует науку, но и борется с магией, заточая волшебных существ в недрах дворца. Так новый герой становится в оппозицию к прибывшим из волшебного Белогорья товарищам, и это столкновение мировоззрений не останется незамеченным. Противостояние подлинного и поддельного становится главным конфликтом сказки.
Сюжетно «Финист» никак не связан с трилогией «Последнего богатыря», кроме фигуры самого Финиста, который мимоходом уже был вписан во франшизу. Даже молодая Баба Яга, которая также являлась в оригинальных фильмах и могла стать еще одним мостиком между существующей вселенной и новым проектом, теперь другая: место Светланы Колпаковой заняла Юлия Пересильд. Справедливости ради отметим, что «взрослая» Яга всё та же — Елена Яковлева, но экранного времени в новом фильме у нее чуть. Среди новичков киновселенной зрители еще явно не один раз встретятся и с Мелёхой, и с загадочной девушкой Златой (Кристина Строителева).
Несмотря на уход Disney и расчет исключительно на российскую аудиторию, в новом проекте сохранились поп-культурные отсылки, которые стараются вписать «Финиста» в один ряд с развлекательными картинами параллельного проката. Здесь Вихрелёт походит на Пепелац из «Кин-дза-дза!», механическая птица неловко врезается во всё подряд, как Стрелка семейства Уизли, в экшен-сценах слышится «крик Вильгельма», а финальная битва заставляет вспомнить заключительные сцены из «Дикого, дикого Запада».
Новый фильм, как и вышедший осенью сериал, нацелен не столько на продолжение полюбившейся зрителям истории, сколько на разветвление франшизы, при котором не важен ни главный герой, ни сюжет. На первое место поставлены приключения. Этакий конструктор, где сеттинг ценнее любого другого элемента. В индустрии, где вынужденные рекасты, пересъемки, перемонтаж и отмены стали регулярными, такой формат для высокобюджетного кино становится оптимальным, хоть и вынужденным. Для зрителей же выбранный вектор сулит череду одинаково ярких, но пустых сказок про второстепенных героев, что скорее станет аналогом анимационной франшизы «Трех богатырей», которая давно воспринимается как мультсериал с эпизодами раз в год, нежели русским «Марвелом».