«Еретик» c Хью Грантом: Не верь, не бойся
В российский прокат выходит «Еретик» — религиозный триллер студии A24, в котором роль злодея сыграл Хью Грант. В фильме это раскрывается довольно быстро, но сюжет содержит еще немало поворотов. Рассказываем, хватает ли их, чтобы удерживать напряжение.
Где-то в американской провинции молодые звонкие сестры Пэкстон (Хлоя Ист) и Барнс (Софи Тэтчер) объезжают на велосипедах округу, пытаясь выполнить миссию, вверенную им мормонской церковью, — пополнить ряды прихожан. И к вечеру прибывают на холм, где живет в отдалении от остальных немолодой английский мужчина, мистер Рид (Хью Грант). Он приветлив, остроумен, отлично разбирается в вопросах теологии, поэтому Барнс и Пэкстон принимают приглашение зайти к нему и обсудить преимущества их церкви, а заодно отведать черничного пирога, который на кухне готовит жена мистера Рида. Вскоре выясняется, однако, что ни пирога, ни тем более супруги у англичанина нет, а покинуть его дом гораздо труднее, чем в него войти.
Поскольку роль Хью Гранта недвусмысленно анонсирована в трейлере фильма — да и подтверждается в самом начале, — скрывать нет смысла: мистер Рид делает миссионерок своими заложницами. Настаивая при этом, что девушки могут выйти на свободу, если проявят стойкость и не отступят от истинных убеждений. В следующие полтора часа вера двух мормонок подвергнется самым разным унижениям.
«Еретика» сняли Скотт Бек и Брайан Вудс — дуэт, прославившийся работой над хай-концептами: они написали сценарий первого «Тихого места», поставили фантастический боевик «65», в котором Адам Драйвер прилетал на доисторическую Землю и сражался с динозаврами. И их новый фильм тоже в некотором смысле выстроен целиком вокруг одной броской, смелой идеи. Потому что прежде никто не мог сделать Гранта — лицо глазированной Великобритании, которую создал в «Четырех свадьбах и одних похоронах» и «Реальной любви» сценарист Ричард Кёртис, — не антагонистом даже, а социопатом, маньяком.
Колоссальное личное обаяние Гранта, как он здесь показывает, вполне может быть и отрицательным. Чтобы пугать, его мистеру Риду не нужны ни угрозы, ни оружие, ни дьявольские силы — не нужно вообще ничего. Ему достаточно мягко сказать: «Я пойду и спрошу жену, сможет ли она выйти, если вы, обнаружив, что заперты и что пирогом пахнет от ароматических свечей, а не от плиты, по-прежнему верите, что на кухне кто-то есть», — и мурашки побегут как миленькие. Эта часть «Еретика» — его первая треть, когда еще не до конца ясно, что к чему, где всё завязано на растянутом предвкушении, — самая приятная.
Всё, что дальше, увы, не столь же прекрасно. Бек и Вудс пожертвовали жанровыми возможностями, которые расстилались перед ними, ради такой важной, но не особенно кинематографичной вещи, как идея. С помощью нехитрых сравнений (с «Монополией», фастфудом, музыкой), а также развернутым прямым текстом авторы «Еретика» предлагают обдумать, например, следующее: все главные монотеистические религии заимствовали свои центральные образы и предания из языческих верований, поэтому они не могут быть истиной, это лишь копии копий — как Get Free Ланы Дель Рей по отношению к Creep группы Radiohead и, соответственно, песне The Air That I Breathe, исполненной The Hollies.
Мысль эта, которая подкрепляется доводами в духе «бог, восстающий из мертвых, был даже у древних египтян», вполне способна впечатлить — но только тех, кто пренебрег в школе учебником истории. В сценарии при этом припасено несколько сюжетных поворотов, о которых вежливость велит молчать, но и в них приемы используются самые лобовые из возможных. Отвернулся — и вдруг дверь захлопнулась. Оглянулся, а там хоп — какая-то мрачная фигура.
Антиклерикальный пафос же в конце концов подминает под себя весь фильм, делая не только злодея, но и героинь (несмотря на старания отличных Софи Тэтчер и Хлои Ист) носителями определенных программ, а не живыми людьми. Замысел авторов «Еретика», как и символический расклад (вера — молодые честные девушки, атеизм — старый лживый негодяй), понятен и в теории интересен, но на практике все их идеи беспомощно повисают в воздухе. И, как нередко бывает с теми, кто вступает в теологические споры, создатели фильма, мягко говоря, несколько упрощают.