«Элементарно»: Противоположности притягиваются
После показа на закрытии Каннского фестиваля 16 июня в мировой прокат выйдет новая работа студии Pixar о сказочном городе элементов, где сталкиваются две противоположности — огонь и вода. Между представителями разных стихий вспыхивают чувства, которым мешают непохожесть семейных ценностей и классовые различия. Разбираемся, стоит ли смотреть новый мультфильм от Pixar.
Огненная Эмбер с детства отличалась вспыльчивым характером и низкими навыками коммуникации. В наше время удаленной работы это было бы не столь проблематично, но родители девушки хотят отдать ей во владение семейное дело — продуктовый магазинчик для эмигрантов. Ежедневно ей придется стоять за кассой и спорить с нерадивыми покупателями, которые пытаются отхватить побольше товаров со скидкой. Эмбер буквально вспыхивает от каждой перепалки, но и пустить дело на самотек не может. Магазинчик является важнейшим оплотом стабильности для огненных элементов посреди огромного мегаполиса, где всё специально продумано для привилегированного «водного» класса.
Очередной эмоциональный взрыв Эмбер приводит к поломке водопроводной сети магазинчика. Вместе с разрушительным потопом прямо на ее голову сваливается инспектор местного Роспотребнадзора Уэйд. Парень грозится закрыть семейный бизнес, но любовь с первого взгляда способна изменить его решение. Традиционная огненная семья Эмбер противопоставляется либеральным водяным родственникам Уэйда. Молодой человек добр, наивен и не стесняется своих эмоций, а его близкие с радостью принимают у себя «горячую» девушку. Чего не скажешь о семье Эмбер, в штыки настроенной к чужаку. Их опасения имеют логичное обоснование, ведь ранее представители разных стихий не вступали в романтические отношения. Связь воды и огня может погубить возлюбленных: Джульетта может легко испарить Ромео, а Ромео может случайно погасить Джульетту.
Студия Pixar на протяжении многих лет заслуженно занимала место главного поставщика анимационных шедевров. «Головоломка» и «Валл-И» уже стали современной классикой. Что говорить о флагманах студии — «Истории игрушек», «Суперсемейке», «Рататуе» или «Корпорации монстров». Постоянно держать столь высокую планку оказалось слишком трудно, и студия разродилась целым рядом проходных проектов. Такими, например, были недавние «Базз Лайтер» и «Хороший динозавр». После кассового провала обеих картин в Pixar наступили темные времена массовых сокращений. Успешно избежал удара Питер Сон, чьим полнометражным дебютом в роли как сценариста, так и режиссера как раз был «Хороший динозавр». Студия решила дать Сону еще один шанс с «Элементарно». И не зря.
Если «История игрушек» изменила мир трехмерной анимации, то «Элементарно» может похвастаться удивительной проработкой и передачей водной стихии. Вода способна быть непредсказуемой и гибкой, биться о поверхности, образовывать волны и брызги. Помимо понимания физических основ, создателям проекта нужно было разобраться в вариации световых отражений на поверхности. Мультипликаторы Pixar бросили себе невероятный профессиональный вызов, который вывел студию на новый уровень в анимации. Персонажи прорисованы так детально, что даже лица и тела водных героев заполнены постоянным внутренним движением. Впечатляет и проработка города элементов, созданного с явной оглядкой на Нью-Йорк и ряд европейских городов. Концепт-арты мегаполиса могут спокойно служить базой для изучения на курсах архитектуры.
Несмотря на удачный дизайн, у мира элементов возникают проблемы с механикой взаимодействия героев. Все они пользуются единым общественным транспортом и даже в час пик могут легко поранить друг друга. Представители земли и воздуха настолько мало включены в сюжет, что остается непонятным, как они вообще функционируют и чьи культурные особенности отражают. Из-за подобных недосказанностей возникают условности, достойные специального эпизода «Элементарно» к Хэллоуину. Например, стихия земли представлена деревьями, но семья Эмбер в своем ларечке продает бревна в качестве закуски.
Отбросив мало интересующие элементы, сценаристы полностью фокусируются на огне с водой и расчехляют всевозможные каламбуры на эту тему. Прокомментировать Уэйду «горячность» Эмбер, не залившись краской, невозможно. Юмор дополняется и визуальными гэгами (представители водной стихии делают «волну» во время спортивного соревнования). Такая комедийная плотность очень помогает мультфильму не скатиться в серьезные нравоучения. Новый проект Pixar касается многих актуальных тем. Здесь и эмиграция, и любовь, и расизм, и классовая борьба, и преемственность поколений. При этом «Элементарно» не пускается в долгие рассуждения, а потому все-таки в большей степени ориентирован на детей и подростков.
Личный опыт Питера Сона и его команды, состоящей из детей эмигрантов, служит отличной базой для создания актуального высказывания о ксенофобии. Если бы в центре сюжета оказалась не романтическая пара, а отец Эмбер, который бросил всё ради светлого будущего ребенка, получился бы более зрелый проект в духе старого доброго Pixar. Но выносить «Элементарно» обвинительный приговор не поднимается рука. Темы нетерпимости и предрассудков приобрели сегодня болезненную актуальность, на которую тяжело не реагировать. И хоть из-за своих несовершенств «Элементарно» может испариться из памяти через час после просмотра, но зато в моменте способен растопить ваше сердце.