«Его три дочери» с Элизабет Олсен, Кэрри Кун и Наташей Лионн: Смерть сближает
На Netflix появилась замечательная камерная драма американского режиссера Азазеля Джейкобса «Его три дочери». Главные роли в чеховской истории, которую легко представить в форме спектакля, исполняют Элизабет Олсен, Кэрри Кун и Наташа Лионн. Три сестры собираются в нью-йоркской квартире, чтобы проводить в последний путь умирающего от рака отца. Разумеется, они не общались много лет, практически не знают друг друга и ссорятся по пустякам. Объясняем, почему не стоит пропускать маленькое, но исключительно душевное кино с заслуживающими номинаций на «Оскар» актерскими работами.
Три сестры — Кэти (Кэрри Кун), Кристина (Элизабет Олсен) и Рэйчел (Наташа Лионн) — собираются в просторной квартире на Манхэттене, чтобы проводить в последний путь отца Винсента (Джей О. Сэндерс). Все дочери поставили жизнь на паузу. Кэти живет с мужем и дочерью-подростком в Бруклине. Кристина скучает по супругу Дэвиду и маленькой дочке Мирабелле. Ради отца она прилетела в Нью-Йорк с другого конца страны. Только Рэйчел не меняла местоположение — последние годы она жила с отцом, больным раком, и ухаживала за Винсентом. У папы терминальная стадия, его время в этом мире исчисляется в лучшем случае сутками. Днем к Винсенту приходит медсестра Мирабелла (Жасмин Брейси; да, ее зовут как дочь Кристины), также дочерям помогает сотрудник хосписа Энджел (Руди Галван).
Фильм начинается с монолога привыкшей всеми командовать Кэти, которая наставляет сестер и говорит, как они будут жить ближайшие дни. Каждой предстоит дежурить у кровати отца. Когда сиделка почувствует, что Винсент умирает, нужно звать сестер, чтобы они все вместе смогли проводить близкого человека. Кэти и Кристина действительно поочередно дежурят в комнате отца. Рэйчел же заперлась у себя, покуривает травку, делает ставки и смотрит баскетбол или американский футбол вместе с бойфрендом Бенджи (Джован Адепо). Кэти поведение, как она считает, безалаберной и чересчур легкомысленной сестры не нравится.
«Его три дочери» по собственному сценарию снял нью-йоркский режиссер Азазель Джейкобс, сын автора экспериментальных фильмов Кена Джейкобса. «Маменькиного мужчину» и «Терри» Азазеля Джейкобса показывали на «Сандэнсе», а «Уйти не прощаясь» закрывал Нью-Йоркский фестиваль. Однако режиссер стабильно оказывался где-то во втором ряду современных американских независимых авторов. До Ноа Баумбака и Греты Гервиг было далековато. Фильм «Его три дочери» участвовал в прошлогоднем фестивале в Торонто, а премьера на Netflix может принести Джейкобсу большую известность. Да и отличные актрисы в главных ролях должны помочь.
Название фильма вроде бы отсылает к чеховским «Трем сестрам», но у Ольги, Маши и Ирины отец умер год назад. У героинь картины Джейкобса папа умирает в реальном времени, сам факт смерти и его утрату еще только предстоит осмыслить. Кроме того, у сестер хватает обид и претензий друг к другу, которые на расстоянии словно бы копились. Они не так молоды, как чеховские героини, за плечами уже солидный жизненный багаж.
Большую часть экранного времени мы не видим Винсента, а только слышим писк медицинского оборудования, благодаря которому он всё еще жив. Отец в отдельной комнате, через стену от основных событий, но имя больного постоянно звучит в разговорах дочерей, да и все их дни подчинены уходу за папой. Он незримо всегда рядом с Кэти, Кристиной и Рэйчел.
Сестры редко покидают квартиру, но в их жизнь то и дело врываются звуки города, а еще жилплощадь заливает солнце. Оператор Сэм Леви снял фильм на 35-мм пленку. У картины нежная желтовато-оранжевая цветокоррекция, добавляющая повествованию надежду. Хотя мы наблюдаем за угасанием больного человека, в неожиданно уютном фильме есть место и свету, и черному юмору. Ведь, когда происходит катастрофа, мир рушится, люди часто шутят.
Джейкоб не спешит раскрывать нам характеры трех сестер, а постепенно обрисовывает образы главных героинь. Не стоит спешить с выводами. Даже о том, что Кэти и Кристина — родные сестры, у Рэйчел другая мать, а Винсент — ее отчим, мы узнаем лишь во второй половине. Кэти разговаривает с мужем и дочерью по телефону. Старшеклассница огрызается, мать по привычке пытается командовать, даже на расстоянии. Кэти варит на всех супы и готовит вторые блюда. Кристина мило болтает с маленькой дочерью и успевает заниматься йогой. Рэйчел из-за претензий Кэти вынуждена курить травку на скамейке перед подъездом дома. Вроде бы складывается портрет двух сестер, которые обзавелись семьей, а третья плывет по течению, не представляя, какой будет финальная точка на пути. Однако стоит приглядеться — и вырисовывается гораздо более сложная картина. Ведь почему-то за Винсентом ухаживала только Рэйчел, а Кэти и Кристина больше были заняты мужьями и собственными детьми. Кэти считает, что в холодильнике есть только яблоки, потому что Рэйчел не способна вести хозяйство, но на самом деле на поздней стадии рака Винсент мог есть только яблоки, а жившая с ним дочь регулярно покупала отцу свежие фрукты. Да и жизнь Кристины не так уж беззаботна. Она метко и в то же время горько отвечает сестрам: «Если я не жалуюсь, это не значит, что у меня нет проблем». Жизнь заметно многограннее шаблонных представлений об окружающих.
«Его три дочери» — не только кино о смерти и принятии неизбежного, но и фильм о едва заметных переменах. В трудные несколько дней три дочери узнают много нового о себе и сестрах. Смерть и общее горе сближают, вынуждают переосмыслять привычную реальность. Джейкобс не ведет зрителей к громкому финалу. Но Кэти, Кристина и Рэйчел точно не будут прежними. Любимое кресло отца будет пустовать, его место не занять, но опора в лице близких людей осталась.