«Душа»: Живые нули и единицы
В Okko вышел новый мультфильм от смелой и всё еще удивляющей зрителей студии Pixar. Рассказываем о глубоком произведении о поиске смысла жизни и радостях бытия.
Самые душевные аниматоры Pixar снова заводят разговор о главном. Автор «Вверх» и «Головоломки» Пит Доктер на этот раз берется за совсем уж метафизические вопросы: в чем смысл существования? что такое эта искра, которая пробуждает души к жизни? Доктер лишний раз доказывает, что для ответов на эти вопросы зрителям не нужна научная степень по философии, достаточно чуткости и восприимчивости, которых у детей куда больше, чем у взрослых.
Джо Гарднер стареет в ожидании своего звездного часа. Он уверен, что джаз — его призвание, но удача упорно обходит его стороной. А пока Гарднер смиренно наблюдает, как пара десятков малолетних оболтусов без души и особого энтузиазма воспроизводят ноты на занятии школьного оркестра. Когда директор лично сообщает Джо хорошие новости: мы готовы пригласить вас в штат, со страховкой, пенсией и всеми чудесами стабильности, — для Джо эти слова звучат как приговор. Сразу после столь жестокого пассажа жизнь преподносит учителю музыки внезапный подарок — бывший ученик зовет его на прослушивание к джазовой легенде Доротее Уильямс. Наконец-то Гарднер получает свой долгожданный и единственный шанс в жизни , но лишь для того, чтобы сразу после успешного прослушивания свалиться в канализационный люк и умереть.
Гарднер обнаруживает себя светящимся сгустком энергии на траволаторе, который доставляет всех почивших в светящийся Мир После. Но, оступившись в шаге от мечты, Джо яростно отвергает такой финал и, спасаясь от слепящего ничто, проваливается в Мир До. Тут-то ему и предстоит вновь встретиться с неокрепшими душами: в Мире До под пристальным вниманием божественный сущностей, похожих на иконку MacOS Finder или наброски кубиста Пикассо, проходят первичную сборку будущие личности. Процесс подготовки автоматизирован, но не лишен импровизации. Зажечь искру в будущих людях помогают лучшие умы прошлого: от Коперника и Ганди до Линкольна и матери Терезы. Гарднеру достается душа под номером 22, которой никто так и не смог объяснить ценность жизни. Душа 22, обнаружив подлог, загорается идеей так и не воплотиться на Земле и помочь Гарднеру воскреснуть к вечернему выступлению.
Новый анимационный блокбастер Pixar больше всего напоминает классический хит «Все псы попадают в рай». Одержимый мечтой о карьере джазового музыканта Джо должен очнуться от морока и осознать, как много он пропустил ради своей минуты славы. Он слишком верит в то, что всё лучшее еще впереди, и потому ни в своей школе, ни в Мире До он никого не может вдохновить, пока в историю не вмешивается сама жизнь. Она настигает его в виде очарованной физическим существованием неокрепшей души, которая вместе с Джо случайно вываливается на улицы Нью-Йорка. 22-я по-детски заразительно восхищается возможностью ощущать вкус и запах, вдыхать, слышать, чувствовать фактуру и других людей — всем тем, что Гарднер как-то давно упустил из виду.
На первый взгляд эта история, изложенная Питом Доктером и его сорежиссером Кемпом Пауэрсом, кажется явным упрощением, кратким введением в модную концепцию осознанности для самых маленьких. Виной тому слишком уж выверенный сюжет, в котором создатели явно побоялись «джазовать», как это умеет Душа 22, и нарушать привычный ритм. Зато в том, что касается емких визуальных образов Pixar вновь поднимают планку: потайное пространство между физическим и духовным миром, в котором парят окрыленные вдохновением и слепнут в вечных страданиях зомбированные трудоголики, а пираты эзотерики рассекают, как малые дети, позабыв о своем земном теле, действительно впечатляет. Нью-Йоркские теплые поребрики под осенним солнцем и выцветшие афиши вечно потертых джаз-клубов — точные визуальные метафоры чарующего города. Доктер и Пауэрс воспаряют над технологией, в полутонах описывая невидимые метания своих героев, их сомнения и страхи перед жизнью, которой якобы постоянно нужно что-то доказывать. Хорошая новость в том, что это не точно.
Питу Доктеру уже давно доказывать ничего не нужно, но «Душа» при этом — произведение жутко амбициозное, с диапазоном от фотореализма до абстракции, от Мира До до Мира После. Вся эта искусно выполненная сверхреальность наполнена видимыми образами, но почувствовать его Душа 22 всё равно не может. Для авторов придуманный мир за границами жизни — все равно лишь эффектная светящаяся рамка, прекрасная возможность на контрасте добиться небывалой до этого материальности этой реальности. Ведь вся эта история о том, как 22-я влюбляется в способности тела ощущать. Это ода материальному миру, настолько яркая, что трудно поверить, что «Душа» нематериальна. Одним словом, Pixar все еще лучше всех на свете одушевляют единицы и нули.