«Дунай»: Как я полюбила серба
В Okko по подпискам «Премиум», «Премиум + Спорт» и START можно посмотреть романтическую комедию Любови Мульменко «Дунай». Ранее картина участвовала в конкурсе «Кинотавра». Это воздушное и легкое кино не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Рассказываем о дебюте сценаристки «Верности» и «Комбината «Надежда»».
Вечно погруженная в работу и не выпускающая мобильный из рук Надя (Надежда Лумпова) выкраивает неделю для отпуска и сбегает из Москвы в Белград. Если наша столица кипит, движется и давит на людей, сербский мегаполис встречает главную героиню теплыми солнечными объятиями, новыми знакомствами и разлитой в воздухе беспечностью. Почти курортное место. Девушка снимает по-дизайнерски обставленную квартиру с видами на Дунай и отправляется вечером в бар, чтобы пропустить бокальчик пива. Там она знакомится с Нешей (Ненад Васич) — бородатым, растрепанным, в нелепых штанах на подтяжках, тельняшке и живущим только текущим моментом. Никаких планов ни на завтра, ни уж тем более на неделю. По его внешнему виду можно было бы решить, что он мим или клоун, что недалеко от реальности — на жизнь он зарабатывает жонглированием на улицах. Каждую ночь он проводит на диванах и раскладушках друзей, а сегодня планирует остановиться у Нади.
Так и получается. Вместе они проводят несколько суматошных дней: вечеринки, странные встречи с сербами (по-русски говорит один Неша, а Надя знает только английский), концерты, гулянки. Знакомые пару раз успевают заняться сексом без презерватива, и девушка решает не пить таблетку, а довериться судьбе. Поймав эту сербскую волну, она остается в Белграде, забив на работу в Москве. Может, так и надо было с самого начала? Веселиться, ни о чем не думать и отдаваться течению жизни. Пусть Дунай (раз уж дело происходит в столице Сербии) приведет к правильному решению. Но долго ли Надя будет беззаботно не обращать внимания на безответственность и непредсказуемость Неши?
Любовь Мульменко — опытная сценаристка и писательница. Она работала с Натальей Мещаниновой, Нигиной Сайфуллаевой и Ольгой Бычковой. Из мелодрамы «Еще один год» на главную роль в «Дунае» перетекла прекрасная и органичная Надежда Лумпова. Ей охотно веришь с первого кадра: уставшая от московской суматохи девушка, которая забыла, что такое отдых и спонтанность. А в Белграде с этими вещами нет никаких проблем. Подруга из России, с которой созванивается Надя, сразу говорит о разнице в менталитетах и предупреждает, что счастье не будет долговечным. Но у курортных романов и отпускных отношений свои законы жанра. Пусть даже он экстраверт, а она интроверт. Хочется просто верить в чудо, а не тщательно взвешивать каждое решение и проверять его на рациональную прочность. Чувства победили, ни шагу назад.
Дунай — вторая по протяженности река в Европе (после Волги), самая длинная река на территории Европейского Союза, протекает через десять государств. Название фильма сразу же вызывает множество ассоциаций и попыток его метафорически интерпретировать. Дело, конечно, не только в том, что Белград стоит на Дунае. Это и река жизни (до вынесенного за пределы фильма момента, до его начала, Надя плыла в одном направлении, но в картине решает повернуть, попробовать что-то новое), и столкновение разных людей (между героями и языковой барьер, и культурный, и сущностный). Да и по самой своей структуре романтическая комедия или мелодрама (кому как больше нравится) развивается очень плавно, без водопадов, камней и прочих препятствий.
Это очень легкое и реалистичное кино, без лишних истерик, программных монологов и эмоциональных американских горок. Яркие проявления чувств редуцированы, дабы приблизиться к документальной манере повествования. Сама режиссерка утверждает, что, может быть, стоило бы снять неигровое кино, но она умеет работать только с художественным. Поэтому «Дунай», конечно, снят по сценарию, а главную роль исполняет профессиональная актриса, но вокруг нее много простых сербов, которые до съемок в картине не имели никакого отношения к кино.
Любовь Мульменко ежегодно ездит в Белград и признается в любви к нему, но ее картина совершенно лишена открыточных пейзажей, туристического лоска и попыток показать все достопримечательности города. Это вовсе не парадный портрет восхищенного живописца. Столица Сербии немного похожа на Нешу: красочная, солнечная, не очень ухоженная, безденежная, но очень душевная. Очень легко поддаться как ее обаянию, так и своеобразной харизме бородатого жонглера.
Но любовная история является лишь первым пластом фильма. На самом деле за романом русской и серба скрывается сюжет об обретении свободы и поиске себя. Можно легко представить, как Надя жила раньше: училась, работала и делала все, как надо, как полагается, редко задумываясь, чего она лично хочет в тот или иной момент. Пусть отношения с Нешей даже не будут длительными, Белград и этот непоседливый парень точно помогут разобраться в себе. Да, через любовь (или показалось), что особенно ценно.