Опубликовано 25 декабря 2022, 15:26
4 мин.

«Достать ножи: Стеклянная луковица»: Засудили одного, осталось их четыре

Поделиться:
«Достать ножи: Стеклянная луковица»: Засудили одного, осталось их четыре

На Netflix состоялся релиз «Стеклянной луковицы» — сиквела whodunit-детектива «Достать ножи», который в допандемийном 2019 году собрал в международном прокате более 300 миллионов долларов. Рассказываем, чем Райан Джонсон удивляет и разочаровывает во второй части. 

Май 2020 года. Пока обычные люди сидят в самоизоляции и c замиранием сердца реагируют на каждый чих близких и друзей, богачи продолжают жить в свое удовольствие. Каждый год эксцентричный миллиардер Майлз Брон (Эдвард Нортон) в компании старых друзей проводит небольшой отпуск — даже вспышка загадочного вируса не заставит техномагната пересмотреть планы. Приглашение по традиции получают: ученый Лайонел (Лесли Одом — младший), губернатор штата Коннектикут Клэр (Кэтрин Хан), скандальная супермодель и дизайнерша Бёрди (Кейт Хадсон), а также стример и борец за мужские права Дьюк (Дэйв Батиста).

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

Правда, на уик-энд в греческое имение «Стеклянная луковица» приезжают еще двое: преданная и выгнанная из компании Майлза бизнес-партнерша по имени Энди (Жанель Моне) и даже лучший сыщик в мире Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг). Брон собрал всех не только для отдыха, но и для «вечеринки с убийством»: миллиардер планировал инсценировать собственное убийство и позволить друзьям в формате квеста заняться расследованием. Однако неожиданное появление Бланка испортило все планы — детектив разгадал преступление заранее, буквально за пару минут. К счастью, гостям не пришлось скучать — сразу после разгадки убийства умирает один из них, потому что по ошибке выпил из бокала хозяина. Шокированный Майлз умоляет Бланка найти настоящего киллера.

Восьмой эпизод «Звездных войн» получился настолько скандальным, что казалось, что Райан Джонсон всегда будет ассоциироваться лишь с «Последними джедаями». Однако выйти из тени фансервисной франшизы и мемов о «подорванных ожиданиях» получилось практически сразу. Во-первых, следующий, девятый эпизод оказался настоящей катастрофой — адресатом всех оскорблений и недовольств стал Джей Джей Абрамс. Во-вторых, в том же году отличился и сам Джонсон — он представил комедийный детектив «Достать ножи», который покорил сердца зрителей, международный прокат и даже пошумел во время сезона наград (например, заработав номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий). Три года спустя имя постановщика неразрывно связано лишь с жанром детектива. Сейчас на Netflix вышел whodunit-сиквел, а еще в январе 2023 года состоится премьера его сериала «Покерфейс» в другом детективном поджанре — howcatchem, где зритель с первых минут знает личность преступника.

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

«Стеклянная луковица» — один из тех сиквелов, про которые легко сказать, что он во всем превосходит оригинал: вторая часть и правда более динамичная, яркая, напряженная, дорогая и, в конце концов, звездная. В фильме запредельное количество неожиданных камео, холодные осенние пейзажи с провинциальным семейным особняком сменились красочными видами Греции, то и дело играет эпическая приключенческая музыка, а еще стало больше Бенуа Бланка — очаровательного денди-сыщика с нелепым акцентом. В общем, масштаб ощущается во всех аспектах. И всё же во время просмотра и особенно на финальных титрах трудно избавиться от чувства, что это лишь более дорогая оболочка, а так Джонсон делает всё то же самое, иногда даже хуже. Больше не удивляет переворачивающий сюжет с ног на голову флешбэк в середине фильма, как и вывод на первый план «человека из народа» — бедной представительницы нацменьшинства. Личность злодея не только не удивляет, но и вновь скорее разочаровывает предсказуемостью. Остался даже язвительный «фак ю» финал первой части, но и под стать масштабу он сопровождается громкими звуками и средним пальцем.

«Достать ножи: Стеклянная луковица» Райана Джонсона

С другой стороны — всё это простительно. Очевидно, что Джонсону намного интереснее сам процесс — выстраивать детективную интригу, проверять на прочность законы жанра, удерживать зрителя в неведении и, что особенно важно, высмеивать героев. «Стеклянная луковица» — не в меньшей степени сатира об омерзительных богачах. Они ставят гоночное авто в дом в качестве украшения, плевать хотели на опасный вирус и связанные с ним ограничения, да даже родного человека готовы предать ради денег. Показательно, что фильм выходит практически в одно время с недавними хитами — «Белым лотосом» Майка Уайта и «Треугольником печали» Рубена Эстлунда, которые тоже посвящены неудачному отдыху толстосумов и смерти. 

Жаль, фильм Джонсона тяготеет скорее к работе Эстлунда. Его критика тоже поверхностная и даже беззубая, а герои скорее напоминают набор плакатных карикатур и пародий. Они алчные, злые, а еще невероятно глупые и явно не заслужили полученных богатств. Иронично, что всё это заявляет человек, которыйполучил 100 миллионов долларов от Netflix. Впрочем, нужно отдать Джонсону должное — ни Уайт, ни Эстлунд не показывали, как на самом деле извращены, токсичны, созависимы и абьюзивны взаимоотношения богачей.

«Достать ножи: Стеклянная луковица»

Пускай «Стеклянная луковица» и выглядит отчасти вторичной, не все шутки работают, а идеологический месседж кажется неубедительным, всё равно хочется искренне порадоваться существованию фильма. В эпоху, когда в прокате доминируют супергероика, перезапуски и легаси-сиквелы, приятно осознавать, что выстрелить может и интеллигентное кино по оригинальной идее, удовольствие от которого получают не только зрители, но и, кажется, все участники звездного капустника. Правда, «Достать ножи» — теперь тоже франшиза, но это в кои-то веки простительно, ведь за увлекательными приключениями Бланка хочется наблюдать еще и еще. Кто знает, может, Крэйг был рожден сыграть вовсе не Бонда, а импозантного сыщика? 

Новое в подписке

Лучшее в подписке