Дорогая мамочка: Каким получился сериал «Маленькие катастрофы» с Дайан Крюгер
На Paramount+ вышел сериал «Маленькие катастрофы» — история о благополучной матери, которая внезапно попадает под наблюдение полиции и социальных служб. Главную роль исполнила Дайан Крюгер, единственная иностранка в британско-ирландском касте. Рассказываем, удалось ли авторам сказать что-то новое о трудностях материнства.
Джесс (Дайан Крюгер) приезжает в больницу с десятимесячной дочкой Бетси. Дежурным врачом по случайному совпадению оказывается её подруга Лиз (Джо Джойнер). С ребёнком явно что-то не так. Мать заметно нервничает, но утверждает, что это, скорее всего, просто вирус. Обследование выявляет гораздо более серьёзную проблему: у Бетси перелом черепа. Никаких внятных объяснений того, как это произошло, у Джесс нет. В показаниях она путается. Врачам в таких случаях нужно вызывать службу опеки, что Лиз, слегка поколебавшись, и делает.
Дальше события раскручиваются очень быстро. Матери из-за подозрений в насилии запрещают оставаться наедине с детьми. К делу подключается полиция. Эд (Джей Джей Филд), растерянный муж Джесс, не знает, кому верить: с ним жена тоже отказывается говорить о произошедшем. Параллельно зрители знакомятся с другими персонажами сериала. Джесс, Эд и Лиз — часть большой дружеской компании, состоящей из четырёх лондонских семей разного достатка. Познакомились они много лет назад на курсах подготовки к родам: все четыре женщины тогда вынашивали старших детей. Помимо уже упомянутых героев, в группу друзей входят супруг Лиз Ник (Бен Бэйли Смит), состоятельные юристы Шарлотта (Шелли Конн) и Эндрю (Патрик Балади), а также неудачливый шоумен Роб (Стивен Кэмпбелл Мур) и его жена Мел (Эмили Тааффе).
Книгу «Маленькие катастрофы» Сара Воэн написала после того, как сама столкнулась с послеродовой депрессией
Кадр из сериала «Маленькие катастрофы», реж. Эва Сигурдардоттир, 2025
Сюжет строится на детективной интриге: что же случилось с ребёнком? На протяжении всех шести эпизодов авторы сериала подкидывают аудитории всё новые и новые идеи. Может быть, Джесс не сдержалась и сама причинила вред дочке — именно так считают социальные службы. Всего у пары трое детей, мама не работает и сидит с ними дома, это очень большая нагрузка. А может, папа Эд вовсе не такой идеальный, каким хочет казаться? А как насчёт среднего сына, который, вероятно, находится в аутистическом спектре?
Сериал основан на одноимённой книге Сары Воэн, но куда важнее тут упомянуть другое произведение. «Маленькие катастрофы» во многом наследуют формуле, выведенной в сериале «Большая маленькая ложь»: детектив соединяется с психологической драмой и мыльной оперой про богатых, которые тоже плачут. В каждой из четырёх семей обнаруживаются свои проблемы. Кто-то слишком много пьёт, пытаясь справиться с ежедневным стрессом, кто-то не может управлять финансами, кто-то оказался в зависимом положении, а кто-то вообще не любит своего партнёра. Самым сокровенным героини делятся прямо на камеру, в процессе интервью невидимому журналисту.
Основная часть съёмок проходила не в Лондоне, где происходит действие, а в Будапеште
Кадр из сериала «Маленькие катастрофы», реж. Эва Сигурдардоттир, 2025
Но в отличие от «Большой маленькой лжи», масштаб тут заметно скромнее. Действие редко выходит за пределы буквально нескольких домов и одного школьного двора. Диалоги состоят из трюизмов («Совершенство — это иллюзия», «Все мы люди, все мы ошибаемся» и так далее). Как только сюжет начинает буксовать, авторы вставляют кадры с младенцем, окружённым медицинскими трубками, — наглая, непростительная эмоциональная манипуляция, уместная в каком-нибудь «жёлтом» телешоу, но не в серьёзном драматическом проекте. Все характеры предельно упрощены, что подчёркивается даже костюмами и причёсками. Джесс — типичная «бежевая мама», которая отдаёт предпочтение только сдержанным цветам, а, например, Мел, у которой муж беднее, носит короткие яркие блузки из 2010-х и голубые джинсы скинни и красит волосы в неестественный оттенок рыжего.
Что держит главных героинь вместе, непонятно. У них разное материальное положение, разное происхождение, разные занятия (двое работают, двое домохозяйки), очень разные мужья и, главное, разные взгляды: Лиз — врач-педиатр, а Джесс — ятрофобка и убеждённая антиваксерша, не сделавшая детям ни одной прививки и отказывающаяся от всех достижений фармакологии. Один раз нам показывают их конфликт, возникший на почве этих разногласий, но он почти мгновенно затухает, так и не получив разрешения.
Постановщица Эва Сигурдардоттир ранее работала над сериалами «Визиты» и «День Домино»
Кадр из сериала «Маленькие катастрофы», реж. Эва Сигурдардоттир, 2025
Одним огромным упрощением становится и главная тема сериала. Последние два года побили все рекорды по количеству проектов, посвящённых сложностям материнства. Но заметными стали лишь те из них, где авторы не просто проговаривали проблему, а пытались найти визуальные образы, способные отразить состояние героинь. В «Маленьких катастрофах» же всё предельно примитивно: в моменты отчаяния Джесс слышит строгий голос, отчитывающий её за то, что она «плохая, плохая мама». Дайан Крюгер, главной звезде проекта, в этих сценах просто нечего играть. А ведь в том, что она способна на большее, нет никаких сомнений, достаточно вспомнить её убитую горем мать в «На пределе» Фатиха Акина — эта роль в своё время принесла актрисе приз Каннского фестиваля. В общем, если коротко, то катастрофы в сюжете вовсе не маленькие, но вот сам сериал, увы, мелковат.
Вердикт
«Маленькие катастрофы» выглядят как очень бюджетная версия «Большой маленькой лжи»: четыре подруги медленно распутывают цепь событий, которая привела к серьёзной травме десятимесячного младенца. Только если в американском сериале всё вращалось вокруг темы домашнего насилия, то в британском авторы хотят поговорить о непомерных требованиях к матерям. Намерение похвальное, но реализация подкачала. Проекту не хватает масштаба и хорошей драматургии, к финалу сюжет просто рассыпается на глазах.