Документальный фильм «Брат навсегда»: Как два товарища снимали кино в нищей стране
На открытии фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» показали документальный фильм «Брат навсегда». Режиссерами картины выступили сын продюсера культовой дилогии Сергея Сельянова Григорий и его супруга Анна. Выход фильма приурочен к 25-летию «Брата 2». В российский прокат документальное кино выйдет 30 октября. Рассказываем, каким получился фильм и кому он может понравиться.
Знаменитый продюсер Сергей Сельянов, снявший с Алексеем Балабановым все культовые фильмы режиссера, признается в интервью сыну Григорию, что с удивлением на 15-летии «Брата 2» увидел в зале в основном подростков. Постановщик Григорий Сельянов вместе с супругой Анной берет комментарии по поводу важной для отечественного кино дилогии у отца, у художницы по костюмам и вдовы Балабанова Надежды Васильевой, у киноведа Любови Аркус, оператора Сергея Астахова, актрисы Дарьи Юргенс, у сыновей режиссера обеих картин Петра и Федора. Разбавляют современные интервью кадры хроники с молодыми Сельяновым и Балабановым. Помимо Петербурга и Москвы, кинематографисты отправились по местам съемок «Брата 2» в Нью-Йорке и Чикаго, а заодно завернули в Лос-Анджелес. Пожалуй, главной героиней картины становится Надежда Васильева, которая участвовала в работе над дилогией и в течение десятилетий следила за дружбой и сотрудничеством Балабанова и Сельянова, а сегодня бодра и энергична. В фильме, что странно, нет Виктора Сухорукова и Ольги Бодровой.
Пару лет назад режиссер Григорий Сельянов снял документальное кино «Мельнице — 25!», посвященное круглой дате знаменитой петербургской анимационной студии. Точно такой же юбилей отмечает и «Брат 2». «Брат навсегда» постановщик сделал вместе с женой Анной. О планах создать кино про легендарную балабановскую дилогию стало известно на прошлогоднем фестивале «Новый сезон». Документальный фильм поддержали все семь онлайн-кинотеатров, участвующих в киносмотре.
Документальная работа длится менее 70 минут и напоминает стандартное ностальгическое кино для телевидения. Например, в эфире Первого канала или «Культуры» картина будет смотреться более чем уместно. Нет ничего зазорного в достопочтенном и проверенном годами жанре ностальгического портрета эпохи и важных людей времени. Однако «Брат» и «Брат 2» настолько проросли в культурном пространстве и уверенно вошли в историю российского кино, что новому документальному фильму необходима понятная драматургия и любопытный ракурс. О возможной проблемности картины и влиянии на умы «Брат навсегда» ничего не говорит. Есть только сегменты про моду и музыку: в наряде Данилы Багрова сочетались дешевый растянутый свитер и куртка модного бренда, а пираты на радостях от успеха саундтреков двух фильмов начали штамповать сборники «Брат 3» и далее, вплоть до «Брата 10». На каждой обложке Сергей Бодров.
Один из интервьюируемых в наше время — Никита Михалков, который дает во многом политическую и социальную оценку 1990-м
Кадр из фильма «Брат навсегда», реж. Григорий Сельянов, Анна Сельянова, 2025
Разумеется, любителям дилогии будет приятно увидеть знакомые лица, но глубоко авторы не копают: вспоминают сложности с бюджетом, поиски локаций, участие Ирины Салтыковой, культ фильма даже в Америке и знаменитые добрые глаза интеллигента Сергея Бодрова, который никак не похож на хладнокровного убийцу. Фильм постоянно прыгает между прошлым и настоящим, живыми и мертвыми, Россией и Америкой — по не всегда понятной логике. Когда истории о дилогии заканчиваются, режиссер и вовсе обращается к личному архиву Балабанова и показывает большого автора в уютных домашних условиях рядом с маленькими сыновьями. Однако трудно сказать, что личная жизнь постановщика добавляет документальному кино новое измерение, скорее растягивает хронометраж. С другой стороны, наверное, весь фильм можно воспринимать как любовную открытку великим отцам. И Григорий о папе-продюсере, и Фёдор с Петром о папе-режиссере отзываются с большой теплотой и искренностью.
Пожалуй, интереснее всего картину «Брат навсегда» рассматривать как оду дружбе и сотворчеству Балабанова и Сельянова, которые в начале 1990-х, когда в стране почти никому не было дело ни до каких фильмов, начали вместе делать кино не ради денег, а за идею. Парочка энтузиастов напоминает юных и отчасти кажущихся безумными стартаперов из игрового «Ровесника» Фёдора Кудрявцева. В отечественной индустрии подобных верных пар режиссер-продюсер ни до, ни после не было. Да и романтика 1990-х ушла раз и навсегда.
Киновед Любовь Аркус вспоминает первые годы существования студии СТВ, которая была основана в 1992 году
Кадр из фильма «Брат навсегда», реж. Григорий Сельянов, Анна Сельянова, 2025
Дальше общих фраз, не самых оригинальных рассуждений и понятных восторгов Сельянов-младший не идет. С культовым статусом «Брата» и продолжения никто не спорит, но осмысления и попытки определить место дилогии в истории отечественного кино в картине нет. «Нас других не будет» Петра Шепотинника формально посвящен Сергею Бодрову, но многое говорит и о Балабанове с Сельяновым, и при этом намного стройнее.
Вердикт
Сильно ругать фильм «Брат навсегда» не хочется — все-таки никогда не будет лишним вспомнить важную для отечественного кинематографа дилогию и обстоятельства ее создания, а заодно лишний раз запечатлеть на экране дружбу и сотворчество продюсера Сельянова и режиссера Балабанова. Однако авторам документального фильма так и не удалось найти сколько-нибудь новый и оригинальный взгляд на знакомую историю. В картине нет магистральной линии, а повествование постоянно скачет с одной темы на другую.