«Дикий алмаз» из конкурса Канн: Реалити-жизнь
В российском прокате можно посмотреть драму Агат Ридингер «Дикий алмаз». Дебют французской постановщицы участвовал в основном конкурсе Канн этого года. В центре внимания — 19-летняя Лиана, которая мечтает об участии в реалити-шоу и о сотнях тысяч подписчиков. Ради славы она готова на всё. Объясняем, как молодая постановщица рассказывает о культе красоты как возможном социальном лифте для простых девушек из социальных низов.
19-летняя Лиана (Малу Хебизи) живет на юге Франции с психически нестабильной мамой и младшей сестрой. Фактически девушка отдана самой себе, так еще приходится заботиться о девочке школьного возраста. Лиана работает официанткой в баре, об университетском образовании не думает и потихоньку растит количество подписчиков в соцсетях. Инфлюэнсерка мечтает оказаться в реалити-шоу «Остров чудес», которое идет на французском телевидении уже несколько лет. Лиана проходит первый этап отбора и нравится продюсеру программы, который обещает девушке популярность, рекламные контракты и любовь толпы, но всё это в будущем. В настоящем начинающая звезда соцсетей ждет заветного звонка, чтобы навсегда уехать из дома.
«Дикий алмаз» — единственный дебют, показанный в основном конкурсе Канн в 2024 году. Французская постановщица Агат Ридингер ранее исследовала мир реалити-шоу в коротком метре «Я жду Юпитера». Режиссерка признается, что высоколобые интеллектуалы привыкли смотреть на звезд скандальных телевизионных передач сверху вниз, так что и к ее проекту поначалу относились со скептицизмом. Однако для молодой постановщицы участие в престижнейшем мировом фестивале — уже большой успех.
Тема красоты и погони за внешним совершенством стала одной из магистральных в авторском кинематографе 2024-го. В «Другом человеке» Аарона Шимберга герой Себастиана Стэна кардинально менял внешность, но терял идентичность. В нашумевшей «Субстанции» стремление к вечной красоте и молодости приводит к необратимым жутким телесным изменениям. Можно найти общие мотивы у «Дикого алмаза» и с «Анорой». У Ридингер в центре внимания инфлюэнсерка, а Шона Бэйкера интересует стриптизерша. Обе ищут возможность подняться по социальному лифту и оставить старую жизнь в прошлом. Вот только Анора — героиня активная и напористая, а Лиана ждет благосклонности со стороны продюсеров реалити-шоу и зависает в пограничном состоянии, в своеобразном лимбе, когда, как она считает, решается ее судьба.
Звезда соцсетей не так давно увеличила грудь, она регулярно делает различные косметические процедуры, носит мини-юбки, каблуки и блузки с глубоким декольте. Лиана наслаждается мужским вниманием и ежедневно читает десятки восхищенных комментариев под очередной провокационной фотографией. Очевидно, что девушка росла без любви. Даже в реалити-шоу она хочет участвовать не только ради известности и денег, но и чтобы доказать матери, что добьется многого, а не будет гнить в нищете, перебиваться нерегулярными заработками и довольствоваться случайными непродолжительными романами. Лиана одержима реалити-шоу и считает, что все ее проблемы моментально улетучатся. Яркий макияж и заметные наряды являются броней, под которой, разумеется, скрывается несчастная личность. Танцы и вечеринки лишь заглушают душевную боль.
Ридингер внимательно фиксирует будни инфлюэнсерки. Лиана спорит с подругами и говорит, что не хочет жить, как они, а телевидение откроет перед ней все дороги; записывает новые ролики; собственноручно делает татуировку на животе. Девушка жаждет одобрения и внимания со стороны, без них жизнь совсем теряет смысл. Отношения Лианы со своим телом и с окружающими трудно назвать нормальными, но рядом никого нет.
Постановщица показывает неприглядную правду современного мира: чтобы вырваться наверх, девушке из низов без образования, связей и хорошей семьи приходится торговать собой, молодостью и красотой. Нет, Лиана не занимается секс-работой (хотя в паре эпизодов ходит по тонкой грани), но она всё равно, чтобы привлечь внимание мужской аудитории, вынуждена себя сексуализировать. Если попытаться заглянуть в будущее, трудно представить, как девушка вырвется из привычного круга. Ридингер констатирует очевидное несовершенство современного мира, в котором не приходится говорить ни о каких равных возможностях. Да и соцсети зачастую лишь обещают счастливое будущее, до большой славы ведь добираются единицы. Лиана отгоняет от себя любые негативные мысли.
Если в финале картины Шона Бэйкера Анора выходит победительницей из общения с сыном русского олигарха, то у Ридингер главная героиня далека от саморефлексии. По большому счету, весь путь Лианы несколько разочаровывает, ведь оптимизма у зрителя точно не прибавляется. С другой стороны, едва ли тихое фестивальное кино может давать ответы на вопросы повышенной сложности.