«Дева и дракон»: Принцесса была прекрасная, чудовище было ужасное
На Netflix вышел фэнтезийный экшен «Дева и дракон» с Милли Бобби Браун в главной роли. За постановку ленты отвечал Хуан Карлос Фреснадильо, наиболее известный по зомби-хоррору «28 недель спустя». Рассказываем, чем удивляет и разочаровывает нестандартная история про деву в беде.
Элоди — принцесса бедного королевства, которым правят ее отец (Рэй Уинстон) и мачеха леди Бейфорт (Анджела Бассетт). Семья девушки переживает не лучшие времена, поскольку средства в казне подходят к концу. Неожиданно Элоди получает шанс спасти честь короны: принц (Ник Робинсон) из далекой богатой страны делает ей предложение руки и сердца. Девушка соглашается вступить в брак и отправляется вместе с семьей в королевство жениха. На месте всё складывается как нельзя лучше: принц оказывается хорош собой, а его родители соглашаются дать за Элоди огромный выкуп. Только вот принцесса слишком поздно понимает, что теплый прием был ловушкой: сразу после бракосочетания новоиспеченный супруг бросает героиню в пещеру к огнедышащему дракону. Оказывается, королевская семья выбрала девушку для погашения древнего долга перед чудовищем. Элоди отказывается смириться с ролью жертвы и решает найти выход, попутно продумывая план мести обидчикам.
Изначально фильм вызывает симпатию прежде всего тем, как в нем обыгрываются и преломляются архетипичные образы. Мифы и фольклор приучили нас к тому, что дева обязана попасть в плен к злобному дракону, чтобы потом ее спас доблестный рыцарь на белом коне. Однако проект Netflix переворачивает всё с ног на голову: принцесса оказывается в заточении у дракона из-за малодушного принца и вынуждена сама решать свои проблемы, стараясь не только выбраться из плена живой, но и расквитаться с патриархальными обидчиками. Подобная работа с отзеркаливанием устоявшихся образов подкупает.
Куртуазные ухаживания, томные прогулки по цветущему саду и пышное свадебное платье в фильме вызывают не романтический трепет, а тревогу. А когда Элоди оказывается в подземелье наедине с драконом, за нее искренне переживаешь. Путешествие принцессы по пещерам — пожалуй, самая интересная часть ленты, потому что только в ней по-настоящему чувствуется напряжение.
Сразу после фильм начинает разочаровывать. Попытки найти выход из пещеры заканчиваются весьма сумбурно, а на смену им приходит не самый изобретательный экшен. Элоди под динамичный монтаж, явно отсылающий к «Рэмбо», превращается из хрупкой принцессы в настоящую истребительницу драконов. Подобное преображение выглядит весьма искусственно. Мы просто не успеваем отследить момент, когда героиня успела так разительно измениться.
При этом нельзя не отметить, что Милли Бобби Браун всё же вполне органично смотрится в роли Элоди. Актрисе удается создать притягательный образ наивной и невинной невесты в первой половине ленты, и сама по себе она столь же убедительна в качестве брутальной воительницы. Браун еще и неплохо удается справиться с драматическими сценами, в которых она вынуждена искать выход из катакомб, страдая от множества ожогов и ран.
«Дева и дракон» заигрывает с феминизмом, но не готов продуцировать новые смыслы. Самой удачной находкой фильма можно назвать второстепенных женских персонажей и антагонистов. Анджела Бассетт воплощает на экране нечастого для подобных историй персонажа — добрую мачеху. Фольклор опять же приучил нас к тому, что приемная мать — персонаж скорее отрицательный. Но леди Бейфорт изначально желает падчерице лишь добра, а по ходу развития сюжета и вовсе становится ее ближайшим союзником, заменяя покойную мать. Подобный разрыв шаблона повторяется и после, уже в подземелье, когда чудовище оказывается лишь разгневанной матерью своих питомцев. Да и главным злодеем является не столько принц, сколько его властная мама, сыгранная Робин Райт. В образах трех матерей, жертвующих ради детей, есть неоднозначность и глубина, которой так не хватает главной героине.
Добивает же историю недостаток зрелищности. Небольшой бюджет проекта прежде всего сказался на CGI-эффектах. Нужно отдать должное Фреснадильо: большую часть ленты он умело прячет дракона, показывая его частями, тем самым нагоняя саспенс и экономя бюджет. С помощью практических эффектов и грима у постановщика даже получается создать напряжение. Однако ближе к финалу, когда дракон всё же предстает на экране полностью, едва ли он вызовет бурные эмоции. Драматический накал к этому моменту окончательно пропадает, сказка из трехмерной иной реальности превращается в плохо нарисованную плоскую картинку.