«Детка» с Викторией Исаковой и Марией Мацель: Летняя соната
В прокате не по сезону солнечная история о сложных отношениях матери и дочери с Викторией Исаковой и Марией Мацель. Рассказываем, каким получился дебют постановщика Ирины Бас и первый за долгие годы полнометражный и полнокровный проект «Ленфильма».
Даша (Мария Мацель), лихо отгуляв школьный выпускной, приезжает из Мурманска в Петербург. Позади остаются отец (Алексей Фаддеев), подруга и сомнительные перспективы поступления. Скрываясь от авторитарного родителя, Даша отключает связь, меняет симку и пускается в непринужденное путешествие по городу, загораясь идеей новой жизни. Как полагается в подобных случаях, девушка первым делом меняет прическу, перекрашиваясь, вероятно, в самый яркий оттенок, предложенный стилистом. Озираясь на архитектурные красоты и параллельно уплетая шаверму, Даша подходит ко двору дома, в котором когда-то появилась на свет. Девушка твердо намерена увидеться с матерью Леной (Виктория Исакова), много лет назад сбежавшей из семьи, оставив дочь на попечение деспотичного отца. Для обеих женщин встреча оборачивается травматичным опытом, рушащим все выстроенные защитные барьеры.
«Детка», известная под рабочим названием «Летом асфальт теплый», — полнометражный режиссерский дебют Ирины Бас, ранее снявшей несколько коротких метров и сериал «Фемида видит». Фильм стал первым за многие годы полнометражным проектом, запущенным в производство студией «Ленфильм». Премьера «Детки» состоялась на калининградском фестивале «Короче», где картина осталась в тени более заметных дебютов.
В последние годы отечественное кино особенно богато на подростковые драмы и выдвигает всё новые интерпретации поколенческих конфликтов. «Детка» среди них действительно рискует затеряться, демонстрируя уже не раз эксплуатируемые в кино обстоятельства. Отвязные школьные вечеринки, случайные связи, бунт против родителей и танцы в неоне под всем известные саундтреки — всё это по сегодняшним меркам атрибуты не самого интригующего и редко удивляющего кино.
Тем не менее «Детка» удивляет, но совсем другим. От забот недавней школьницы, вступившей на жизненное перепутье, почти ничего не остается. Желанное поступление на актерское, кажется, не особо Дашу и волнует. Девушка прилежно посещает экзамены, которые с каждым разом больше напоминают публичные инсценировочные монологи о личном и наболевшем. Очередная стычка с холодной, избегающей ее матерью для Даши куда волнительнее. Девушка то и дело провоцирует родительницу проявить неравнодушие: попросит сигарету, перепрячет украшения, девственность на продажу выставит, но встречает лишь безразличие или «одну формальность», как позже скажет сама Лена. Лекарством от всех болезней для подростка становится секс: нужно ли насолить родным, заработать денег, наказать себя (как акт аутоагрессии) или, напротив, почувствовать любовь и ласку, которых никогда не было, — всё решается одинаково. Пикировки с матерью заканчиваются там, где смещается фокус внимания истории — с травм Даши на драму самой Лены.
Трудно сказать, когда щелкает этот тумблер. Вероятно, после того, как Даша уверенно сообщает новому другу Феде (Степан Белозёров) о том, что собирается стать проводником запутавшейся Лены. Дочь действительно становится Вергилием для матери, обрекшей ребенка на муки нелюбви и всё равно оставшейся несчастной. Мечты о сцене с годами растворились в воздухе по так и не выясненной причине. Стоит травмам обнажиться, как на поверхности оказывается крепкая духовная близость двух женщин. Обе страдали от авторитарных замашек одного мужчины, обе как могли боролись за личную свободу и обе обрели покой, решившись на побег. Защита, которую дочь надеялась найти под материнским кровом, будет найдена только в финале — одновременно с принятием болевых точек, своих неудач и ошибок под деликатный кавер «А, знаешь, всё еще будет». Сила оказывается не в правде, а друг в друге. Признание характерной для каждой героини уязвимости обращается выстраданной родственной близостью и освобождением.
Помимо Даши и Лены, в фильме есть и другой важный герой — летний Петербург. В последнее время город всё чаще обрастает любопытными художественными образами на экране (самые яркие примеры — сериалы «1703» и «Ласт квест»). «Детка» не дает принципиально новый взгляд на культурную столицу, однако благодаря обилию насыщенных массовых сцен из гущи толпы и планов через зеркальную поверхность, Петербург обретает черты хрупкого и вместе с тем живого полнокровного организма с сердцебиением, пульсирующим в такт чужим переживаниям.
«Детка» избегает становиться очередной драмой про возрастные конфликты, предлагая иной взгляд на отношения людей, разделенных временем, но не судьбой. Многое, как насилие и злость, к сожалению, не уходит с годами, переходя по наследству от жертвы к жертве, от насильника к насильнику. Где-то цепная реакция прерывается (случай Феди), но чаще наоборот. Даша и Лена — две одинокие женщины, всю жизнь испытывающие силу мужского доминирования, находят спасение в единении и любви. Летом теплый не только асфальт, но всё вокруг, особенно если это тепло делить с другими.