«Дайана Найэд»: Бунт против посредственности
Netflix выпустил спортивную драму о 64-летней спортсменке Дайане Найэд. В 2013 году она переплыла Флоридский пролив, преодолев 177 километров за 53 часа без сна и отдыха. Рассказываем, чем, помимо сюжета о силе духа, еще интересна американская картина.
Дайане исполняется 61 год. Мир списал ее со счетов, то есть на пенсию. Женщине остается только бесцельно доживать отведенный срок, старея в компании лучшей подруги Бонни и вспоминая о прошлых подвигах. В молодости Дайана была отличной пловчихой, преодолевавшей марафонские дистанции на открытой воде. 30 лет назад она завершила карьеру после провального заплыва от Кубы до побережья Флориды. Дистанция с коварными течениями, частыми штормами, акулами и кубомедузами оказалась ей не по силам. Сейчас перед пожилой Дайаной встает сакраментальный вопрос: что делать «со своей единственной бурной и драгоценной жизнью». Ответом оказывается незакрытый гештальт: она наконец-то переплывет коварный Флоридский пролив. Подруга Бонни, разумеется, считает, что Дайана сошла с ума, и всё же соглашается ее тренировать.
Для режиссеров Джимми Чина и Элизабет Чай Васархели «Дайана Найэд» стала первой художественной работой. На протяжении всей предыдущей карьеры они занимались исключительно документальным кино. В 2019 году супруги получили «Оскар» за фильм «Фри-соло» о восхождении альпиниста Алекса Хоннольда на неприступный Эль-Капитан. Художественное кино для документалистов превратилось в своеобразный вызов, ведь они привыкли работать со спортсменами, а не с актерами. При этом режиссеры моментально решили, что на главную роль позовут только Аннетт Бенинг, и другие варианты даже не рассматривались.
Постановщиков не испугал даже скандальный ореол вокруг истории Найэд: ее рекорд не был ратифицирован из-за пробелов в записях наблюдателей, сопровождавших заплыв. В ответ на многочисленные вопросы о честности их героини Чин и Васархели заявляют о полном доверии словам Найэд и свидетельствам группы сопровождения, состоявшей из 35 человек. В конце концов, их картина не пытается что-либо доказывать. Конечно, «Дайана Найэд» соблюдает все обязательные черты спортивной драмы: живописует преодоление трудностей, фиксирует неудачи и помпезно изображает победный финал. Но это лишь повод для разговора о более важном — о двух неординарных женщинах, замысливших смертельно опасное предприятие. «То, что мы уже одной ногой в могиле, еще не повод скатываться в посредственность», — заявляет Найэд, а ее подруга в режиме Санчо Пансы присоединяется к бунту против рутины.
Главное достоинство картины — образы Дайаны и Бонни, которых сыграли замечательные Аннетт Бенинг и Джоди Фостер. Дайана просто создана для того, чтобы поражать воображение целеустремленностью, силой духа и тела. При этом она не выглядит безупречной супергероиней в купальнике и плавательной шапочке. Героиня Бенинг эгоцентрична и эксцентрична, все разговоры сводит исключительно к своей персоне, о любой ерунде говорит так, словно дает интервью для вечности. Она любит рассказывать о том, что ее фамилия с древнегреческого переводится как «водная нимфа», и почти ощущает себя божеством. Она уверена в том, что для людей, которые собрались вокруг нее, нет в жизни цели важней, чем поддержка в великой миссии.
Дайана почти комична в своем пафосе и совершенно не умеет общаться с людьми, ведь с пьедестала, на который она себя поставила, делать это очень сложно. Режиссеры аккуратно расшатывают ее трон, показывая, что за образом стоит обычный человек. Например, перед стартом Найэд театрально произносит мотивирующую речь, а потом трогательно прыгает в воду солдатиком, что совершенно не вяжется с героическим пафосом.
Короткие, словно вспышки памяти, флешбэки призваны показать, в каких условиях формировался характер Дайаны. Их героями становятся две фигуры — отца и тренера, двух самых важных для девушки мужчин. Их образы настолько похожи, что почти сливаются в один, хотя их играют два разных актера — Джонни Соло и Эрик Миллер. Оба в определенный момент предают Дайану, которая в ответ на психологическую травму развивает в себе комплекс величия. Впрочем, эта часть истории оставляет простор для интерпретаций.
Игровые флешбэки перемежаются документальными кадрами первого неудачного заплыва Найэд в возрасте 28 лет. Старая хроника из совершенно другой эпохи органично вписывается в визуальное повествование, добавляет основательности кинообразу Найэд и практически легализует ее. Речь, произнесенная героиней фильма на берегу Ки-Уэст, слово в слово повторяет реальные слова Найэд. Их отточенность — еще одно свидетельство почти неадекватной уверенности в себе. Пловчиха должна была заготовить их заранее и держать в голове настолько крепко, чтобы без ошибки воспроизвести после тяжелейшей физической нагрузки в состоянии спутанного сознания.
В противовес скупой на эмоции и сдержанной в движениях Дайане ее подруга Бонни подвижна, угловата — пожилая пацанка. Она легко ладит с людьми и понимает их, но не может похвастаться собственными достижениями или хотя бы желаниями. Бонни живет заимствованной мечтой и отдается ей с полным самозабвением. Она настолько сливается с амбициозной подругой, что на автомате считает взмахи ее рук. Однако камера всё время убегает от катера сопровождения, словно вместе с главной героиней, погруженной в волны, не замечает той огромной работы, которую делают сопровождающие без сна трое суток. О настроении команды мы узнаем исключительно со слов Бонни, и в этом, наверно, единственный существенный минус картины. Никакого визуального решения постановщики предложить не смогли.
Бонни — персонаж второго плана, и история не наделила ее таким же количеством выразительных деталей, какие достались Дайане. Однако Фостер настолько крута, что создает героиню практически из ничего. Перед зрителем по-настоящему живой и интересный человек с целой жизнью за плечами, в которую хочется заглянуть хотя бы одним глазком. Однако она так и остается загадкой до конца.
Американские критики уже обсуждают, сможет ли «Дайана Найэд» прорваться в актерские номинации на «Оскаре». Тут всё очень неочевидно: сам по себе фильм, качественно снятый, но не хватающий звезд с неба, работает по большей части на таланте двух актрис. Вряд ли он сможет обеспечить им группу поддержки, участвуя в других номинациях. Тем не менее работы Бенинг и Фостер по крайней мере достойны рассмотрения киноакадемиков, они точно выделяют картину из серой массы спортивных драм.