Опубликовано 31 октября 2024, 17:04
5 мин.

«Даааааали!» Квентина Дюпьё: Бесконечное интервью

Поделиться:
«Даааааали!» Квентина Дюпьё: Бесконечное интервью

В Okko вышла сюрреалистическая комедия-головоломка французского режиссера Квентина Дюпьё «Даааааали!». Пожалуй, более подходящего постановщика для фильма об эксцентричном художнике и представить нельзя. Журналистка Жюдит пытается взять интервью у великого Дали, но это не так-то просто сделать. Рассказываем о виртуозном и головокружительном фильме, в котором форма идеально соотносится с личностью и творчеством центрального персонажа.

Даааааали!
Рейтинг: 7.2IMDb: 6.7
Жанры: Драмы, Комедии
2023, 77 мин
Франция, 18+
Режиссер: Квентин ДюпьёГлавные роли: Джонатан Коэн, Анаис Демустье, Эдуард Баэр, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан

Молодая журналистка Жюдит (Анаис Демустье) сидит в гостиничном номере перед неизвестным интервьюером и рассказывает, что редактор журнала (Ромен Дюрис) дал ей задание взять интервью у самого Сальвадора Дали. Сотрудница СМИ ранее работала фармацевтом, а потом резко сменила род деятельности. Дали приходит на встречу с Жюдит и расстраивается, что интервью не будет записываться на камеру. Журналистка не сдается и на следующую попытку привозит киноаппарат, но живописец сбивает оборудование, сидя за рулем дорогой машины. Жюдит и редактор решают снять про Дали документальный фильм. Теперь самовлюбленный живописец уж точно не устоит.

В последние годы вокруг Квентина Дюпьё вполне могла сложиться группа верных поклонников. Французский абсурдист регулярно балует зрителей новыми творениями в оригинальном стиле, но при этом не повторяется. За шесть лет Дюпьё успел снять семь лаконичных и смешных фильмов, а новая картина — «Второй акт» — менее чем через неделю откроет Каннский фестиваль.

Почерк автора, даже несмотря на заметную разницу в сюжетах, узнается буквально по нескольким кадрам. Обычно постановщик посмеивается над пороками современного человека, придумывая парадоксальные обстоятельства. Отходя всего на пару шагов от нашей реальности, Дюпьё погружает зрителей в мир абсурда. В «Яннике» недовольный спектаклем зритель берет в заложники артистов и театральную публику. В «Жвалах» два туповатых приятеля пытаются выдрессировать гигантскую муху. В «Курение вызывает кашель» группа горе-супергероев во главе с кукольной крысой не очень удачно спасают мир. В «Оленьей коже» кинорежиссер-любитель выполняет приказы недавно купленной ковбойской куртки и убивает на камеру. В «Невероятно, но факт» хозяйка обнаруживает в подвале нового дома чудодейственный омолаживающий портал. Эгоизм, консюмеризм, поп-культура, зацикленность на красоте — запретных тем нет, смеяться можно над чем угодно. «Даааааали!» устроен немного по другому принципу. Пожалуй, это самый легкий и абстрактный фильм Дюпьё.

Рецензия на фильм «Даааааали!» (2023)

Премьера картины прошла во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля 2023 года

Кадр из фильма «Даааааали!», реж. Квентин Дюпьё, 2023

«Даааааали!» — сюрреалистическая комедия. Увидев название, можно решить, что нас ждет байопик испанского живописца, но французского режиссера вовсе не интересует скучное перечисление фактов из биографии пусть даже интереснейшего человека. В конце концов годы жизни, удачные или неудачные романы, творческие взлеты и падения далеко не всегда дают понять, каким же был главный герой картины.

Дали был одним из первых художников, который решил, что зарабатывать можно не только на новых полотнах, но и на имени, на имидже. Деньги вполне реально делать даже из воздуха. В картине Дюпьё Дали говорит о себе в третьем лице, капризничает, не боится говорить собеседникам гадости в лицо и в целом выглядит невыносимым типом, которому не интересен никто, кроме самого себя. Трудно сказать, есть ли какой-то зазор между реальным человеком и придуманным ради общественного мнения персонажем. Кажется, нет. Требования художника растут в геометрической прогрессии: интервью с записями журналистки в блокноте, на камеру, документальный фильм, в конце концов герой берет бразды правления в свои руки и становится чуть ли не постановщиком. Все расшаркиваются перед Дали, считая его глыбой мирового искусства, поэтому живописец обитает в мире собственных фантазий. Для сюрреалистического фильма материал идеальный.

«Даааааали!» (2023): трейлер, кадры, рецензия

Анаис Демустье ранее снималась у Квентина Дюпьё в «На посту!», «Курение вызывает кашель» и «Невероятно, но факт»

Кадр из фильма «Даааааали!», реж. Квентин Дюпьё, 2023

Дюпьё с первых же минут предлагает зрителям не искать в повествовании четкой логики. Как и принято в сюрреалистическом кино, ни пространство, ни время, ни последовательность событий точно не определены. Даже Дали играют сразу четыре актера: Эдуард Баэр, Жиль Леллуш, Пио Мармай и Джонатан Коэн, произвольно меняющиеся в кадре. Художник многогранен и неуловим. То ли у него много копий и один оригинал, то ли оригинала нет вовсе. Возможно, Дали заигрался и потерялся в образах.

Окончательно грань между сном и реальностью в фильме нарушается, когда художник вместе с женой приходит на ужин к садовнику (откуда у садовника гигантская вилла?). В гости заглянул также и местный священник, которому не терпится поделиться с великим живописцем удивительным сном.

Тут пора вспомнить сюрреалистический шедевр Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». В сатире на современное общество компания друзей никак не может вместе пообедать — мешают различные обстоятельства. Один раз за столом случайно заблудший солдат рассказывает неприлично долгий сон. А в другом эпизоде появляется епископ с ружьем. Во сне священника из «Даааааали!» регулярно убивает ковбой. Дюпьё цитирует классику жанра, а заодно снова связывает Дали и Бунюэля, которые вместе сняли «Андалузского пса» и «Золотой век».

«Даааааали!» (2023): обзор фильма

Музыку к фильму написал Тома Бангальтер, бывший участник группы Daft Punk

Кадр из фильма «Даааааали!», реж. Квентин Дюпьё, 2023

У французского режиссера выходит озорное и виртуозно смонтированное кино, настоящий лабиринт, из которого то ли нет выхода вовсе, то ли финал совпадает с началом. Рассказ в рассказе, интервью в интервью, сон во сне, фильм в фильме — как хотите, подойдет любой вариант. Сцены повторяются, но с некоторыми важными изменениями, градус абсурда растет, а под сомнение попадают любые детали сюжета. Кто вообще у кого берет интервью? А было ли интервью?

По большому счету, Дюпьё играется с жанром байопика, придумывая полную противоположность однообразным академичным фильмам, и отыскивает конгениальную центральному персонажу форму. Емкая фантасмагория понравится как простым зрителям, так и насмотренной аудитории, которая будет выискивать отсылки к сюрреалистическим шедеврам прошлого. Дюпьё снимает и снимает, и это прекрасно.

Новое в подписке

Лучшее в подписке