Опубликовано 22 сентября 2024, 10:08
3 мин.

«Чума» Дмитрия Давыдова: На оба ваших дома

Поделиться:
«Чума» Дмитрия Давыдова: На оба ваших дома

До широкого проката наконец добралась черно-белая драма Дмитрия Давыдова «Чума» — притча о настоящем мужестве, взрослении и сострадании. Рассказываем о картине, премьера которой состоялась на прошлогоднем фестивале «Маяк».

В крошечном якутском селе на несколько домов друг напротив друга живут два соседа. Спокойный Иван (Георгий Бессонов) мастерит лодки золотыми руками и воспитывает молчаливого, закипающего злобой сына Тараса (Эрхан Слепцов), всё еще переживающего смерть матери. Влад (Евгений Николаев) же, напротив, не робкого десятка, постоянно насмехается как над Иваном, так и над собственным сыном, которого даже не называет по имени, только обидно шпыняет, клича тряпкой. Однажды Влад сжигает лодку, которую Иван делал несколько дней и оставил сушиться на улице. В завязавшемся конфликте хулиган оказывается сильнее и жестоко избивает Ивана. Тарас, наблюдавший за потасовкой, внезапно проникается уважением к Владу и постепенно пытается занять место его сына.

Дмитрий Давыдов давно зарекомендовал себя в качестве одного из главных и самобытных голосов как российского кино, так и его якутского ответвления. Меньше чем за десять лет режиссер успел из сельского учителя превратиться в надежду отечественного кино с наградами международных фестивалей и внушительным числом поклонников среди критиков со всего мира. Не в последнюю (а возможно, даже в первую) очередь благодаря Давыдову якутским кино заинтересовались, о нём стали много говорить как о феномене. Регион с практически нулевыми бюджетами и производственной базой стал одним из главных центров уникального авторского кино.

Конек Давыдова — лаконичные истории о хороших людях в не самых хороших обстоятельствах. Именно в такую непростую ситуацию и попадают герои «Чумы» — пожалуй, обманчиво простого и прямолинейного фильма. Номинальный протагонист Тарас проходит все необходимые этапы взросления: помогает отцу с заготовкой дров, впервые напивается, ссорится с названым братом, играет в импровизированные снежки на покрытом застывшей землей поле. Только отец-то не его, а брат вовсе не брат, а словно выталкиваемый из гнезда отпрыском кукушки птенец.

Рецензия на фильм «Чума» (2024)

Георгий Бессонов известен по фильмам «Наша зима», «Айта» и «Тимир»

Кадр из фильма «Чума», реж. Дмитрий Давыдов, 2024

Вязкое повествование в очередной раз затягивает смотрящего в пучину сельской скорби, лишенной тепла и любви. В мир, где выживает сильнейший, и чем раньше это поймешь, тем лучше. Тарас, кажется, вовремя делает важный для себя вывод и прибивается к гогочущему и источающему видимую силу Владу, будто ищущий мать теленок. Но зло порождает зло, и совсем скоро подросток теряет ориентиры и пытается заменить собой родного сына мужчины, а тот, еще не зараженный скверной, до определенного момента даже не сопротивляется.

Та самая чума из названия картины медленно расползается по сердцам и душам обитателей одинокого села, а затем удивительным образом пересекает границы экрана и оказывается рядом со зрителем. Благодаря неспешному, почти выматывающему темпу фильм до стремительной кульминации успевает утомить и эмоционально выжать аудиторию до такой степени, что даже финал не воспринимается с облегчением. Наоборот, после того, как по экрану начинают ползти титры, остается ощущение недосказанности, свербящее где-то в затылке неуютное чувство, сродни тому, что даровала концовка «Маяка» Роберта Эггерса или «Необратимости» Гаспара Ноэ.

Фильм «Чума» (2024): трейлер, кадры, рецензия

На прошлогоднем фестивале «Маяк» за «Чуму» Дмитрий Давыдов получил при за режиссуру

Кадр из фильма «Чума», реж. Дмитрий Давыдов, 2024

Магия Давыдова работает на границе зрения, между строк. Простые истины «Чумы» апеллируют к животным инстинктам, а с виду понятные герои обретают почти мифологические или, если угодно, архетипические черты. Из-за такого диссонанса интеллектуального и примитивного фильм может оказаться тяжелым для восприятия — зрителя, как и персонажей, режиссер щадить не намерен. Но тем не менее «Чума» кажется важным этапом в фильмографии якутского автора, моментом, когда режиссер очистил произведение от лишней шелухи, оставив по-настоящему безапелляционное высказывание.

Новое в подписке

Лучшее в подписке