«Что случилось осенью» Франсуа Озона: Опасные грибы, милые старушки
23 января в российский прокат выходит новый фильм любимца отечественной публики Франсуа Озона — ироничный триллер «Что случилось осенью». Французский режиссер часто удивляет, работает в разных жанрах и всегда снимает зрительское кино. В новой картине сюжет запускает отравление грибами. К милой бабушке на каникулы должен был приехать любимый внук, но после неприятного инцидента мама мальчика перестает разговаривать со старушкой. Объясняем, как за детективным сюжетом скрывается история проблемных семейных отношений и почему недосказанность идет фильму только на пользу.
Мишель (Элен Венсан) наслаждается благополучной пенсией в просторном доме в бургундской деревеньке. Дочери Валери (Людивин Санье) и внуку школьного возраста Люке (Гарлан Эрлос) она оставила квартиру в Париже. Мишель финансово поддерживает родственников, но переживающая развод и проблемы на работе дочь всё равно с неприязнью относится к матери. Мишель проводит дни с живущей по соседству подружкой Мари-Клод (Жозиан Баласко). Обе дамы много лет назад занимались секс-работой. Валери уверена, что прошлое матери негативно сказалось на ее настоящем.
Бабушка с нетерпением готовится к приезду внука и дочери. Люка должен провести в деревне осенние каникулы. Утром Мишель и Мари-Клод идут за грибами. Днем после обеда Валери становится плохо. Девушка отравилась грибами, но довольно быстро оклемалась. Тем не менее Валери забирает Люку и боится оставлять его с бабушкой. Мишель тяжело переживает разлуку с внуком. В это же время из тюрьмы выходит сын Мари-Клод Венсан (Пьер Лоттен). Бывший заключенный помогает Мишель по саду и с домашними делами и видит, как старушка страдает из-за разлуки с внуком. Венсан едет в Париж, чтобы поговорить с Валери.
Франсуа Озон радует поклонников новыми картинами почти каждый год. Французский автор снимает в разных жанрах и не боится говорить о любви, смерти, прощении, идентичности, католической церкви и семейных секретах. Фильмография Озона столь широка, что впору делить картины автора на сравнительно серьезные драмы и чуть более легкомысленные и зрительские работы. Премьера «Что случилось осенью» прошла на фестивале в Торонто, а затем картина участвовала в конкурсе киносмотра в Сан-Себастьяне. В Испании фильм получил две награды: за лучший сценарий и лучшую роль второго плана (Пьер Лоттен).
«Что случилось осенью» скорее относится к жанровому кино, но в то же время автор подготовил зрителям не один сюрприз. В своем фирменном стиле Озон предлагает ироничный детектив-головоломку, в котором многие сюжетные детали остаются недосказанными, а потому у зрителей есть пространство для интерпретаций. На экране происходят несколько трагических событий, однако постановщик не уводит повествование в драматическую сторону. Озон мягко иронизирует над человеческими пороками, а смерть представляет как неотъемлемую часть жизни. Автор легко мог бы рассказать неприятные эпизоды из ранней биографии Мишель и Мари-Клод. Да, к бывшим секс-работницам далеко не все жители местной деревни относятся доброжелательно, но и открытых конфликтов не видно. Вышедшему из тюрьмы Венсану тоже не очень-то легко социализироваться, но он быстро отыскивает работу у подруги мамы. Может быть, виной всему потрескивающие в камине дрова, желтеющая листва и тихая река в Бургундии, но «Что случилось осенью» — уютное кино.
В нескольких ключевых эпизодах фильма Озон не дает однозначных ответов, а намекает на возможные варианты развития событий. Валери падает с балкона парижской квартиры, но аудитория так и не узнает, покончила ли девушка с собой, оступилась или же ей помог Венсан. Сюжетный поворот напоминает «Анатомию падения», только у Озона нет никакого суда, разве что зрителям предстоит сформировать собственное мнение, что же на самом деле произошло. Свидетели молчат, часть информации не доходит до полицейских. Может быть, и отравление грибами было не таким уж случайным?
Идиллическое сельское кино обрастает криминальными подробностями, но так и не превращается в полноценный триллер. Детективная интрига в фильме есть, но Озон не выводит возможные преступления на первый план. Кажется, постановщику не так уж важно, есть ли среди персонажей убийца или нет, а недосказанность позволяет держать публику в напряжении. Преступления добавляют действию перчинки, но важнее отношения героев.
Режиссера увлекают семейные разборки и незаживающие психологические травмы. Валери до самой смерти не может простить мать и лишает себя возможности быть счастливой. Зато Венсан продолжает жить дальше. Да и Мишель, хоть и несет тяжелое бремя потери дочери, призрак которой видит регулярно, и чувствует свою вину, посвящает себя внуку. У Озона получается крайне противоречивая конструкция: как только Валери погибает, всё вокруг налаживается. Словно бы из уравнения выкидывают лишний элемент. Выходит, что семья — это не кровные родственники, а близкие по духу люди. Мишель и Мари-Клод словно бы сестры, да и к Венсану Мишель относится как к сыну. А наладить отношения с родной дочерью у матери так и не получается.
Озон никому не выносит приговор. Любовь оказывается сильнее предубеждений и старых прегрешений. Обрамляют сюжет две сцены в церкви: начинается кино с напоминания о библейском сюжете про кающуюся блудницу Марию Магдалину, которую побивают камнями фарисеи, а в конце тот же священник говорит о свете и тьме в жизни одной из героинь. «Что случилось осенью» — одновременно ироничный триллер, семейная драма и христианская притча о прощении. Мастерский сценарий и тонкие актерские работы не дают заскучать. Впечатляет, как французский мастер ловко жонглирует жанрами и связывает несколько неоднозначных историй в тугой сюжетный узел. Да, по большому счету дальше ловкой игры со зрительскими ожиданиями автор не уходит, но свое дело режиссер знает прекрасно. То ли череда случайностей, то ли серия преступлений приводит к счастливому концу. Всё не то, чем кажется.