«Чистый лист» с Полиной Цыгановой и Еленой Лядовой: Исцеление дружбой
Победителем конкурса дебютов фестиваля «Короче» стала драма Полины Кондратьевой «Чистый лист» по сценарию Марии Гончаровой. Критики и члены жюри сошлись во мнении, что это лучший полный метр киносмотра. Пока неизвестно, когда фильм выйдет в отечественный прокат. Это нежное реалистичное кино о поисках себя, мятежной юности, дружбе и попытках наладить коммуникацию с близкими. Рассказываем, почему «Чистый лист» не стоит пропускать.
Ученица провинциального колледжа Рита (Полина Цыганова) не может найти общий язык с отцом (Дмитрий Куличков) после смерти матери. Девочка-подросток пишет стихи, иногда в самых неожиданных местах, в том числе в кабинке туалета ночного клуба. Учеба Рите не интересна. В вуз на фармацевта, как хочет отец, главная героиня идти всё равно не планирует. После неизбежного отчисления из колледжа, о чём папе дочь, разумеется, не говорит, Рита устраивается сиделкой девушки с ДЦП Саши (Зинаида Ястржембская). Ее мама Татьяна Николаевна (Елена Лядова) преподавала у Риты математику в колледже и получила от учеников прозвище Танк. Живут две неполные семьи в одном подъезде. Между девочками завязывается дружба. Подруга (Анастасия Пучкина) и криминального вида бойфренд (Влад Коноплёв) готовы затянуть Риту в трясину темных делишек, но общение с Татьяной Николаевной и Сашей помогает юной поэтессе понять, чего она хочет от жизни.
Только что в Выборге на фестивале «Окно в Европу» был показан чересчур сладкий фильм «Правила Филиппа» о герое с синдромом Дауна. «Чистый лист» выполнен совершенно в другом ключе. К тому же, что интересно, Саша с ДЦП не является центральным персонажем. Девочка с врожденным заболеванием здесь на равных с мамой и Ритой. Картине Полины Кондратьевой по беспросветности далеко до «Класса коррекции» Ивана И. Твердовского. Что удивительно в случае дебютного фильма, это сбалансированное кино. На каждое непрошеное родительское наставление находится едкий комментарий саркастичной Риты. Обшарпанные стены многоэтажек и отсутствие специального пандуса в подъезде для людей, прикованных к инвалидному креслу, — суровая отечественная реальность. Однако упертая и доброжелательная Рита меняет мир не только строчками стихов, но и своими делами.
Неоднозначная, но привлекающая к себе внимание главная героиня во многом является залогом успеха фильма. В первой же сцене мы видим талантливую поэтессу, но в грязном туалете, куда рвется пьяная дама. Творчество помогает забыть о депрессивной реальности и переместиться в другой мир. Рита может грубить, выпивать и тусить до утра, но не приходится сомневаться в ее порядочности и желании помогать другим. Увидев, что у Татьяны Николаевны нет времени не только на личную жизнь, но и на поиски новой сиделки, вылетевшая из колледжа девочка-подросток спешит выручить. И это искреннее желание. Разумеется, не за спасибо.
Рита до сих пор страшно переживает потерю матери, но ни лучшая подруга, ни папа не годятся на роль слушателя, которому можно выложить всё наболевшее. Сверстница больше думает о противоположном поле, а папа и сам страдает. Отец превратился в строгого родителя, который уже всё решил за дочь и теперь может только давать команды властным голосом. Рита в ответ старается пропадать не дома и поменьше видеть тирана. До разговора по душам путь неблизкий. А может быть, лучшим рецептом станет расставание и сепарация.
«Чистый лист» соединяет в себе историю взросления и большой исцеляющей дружбы. Рита обретает семью в лице Саши (почти сестра) и Татьяны Николаевны (почти мать), ставит развлечения на паузу и думает о будущем. На короткий промежуток времени наступает гармония: Татьяна Николаевна может позволить себе сходить на свидание, а девочки гуляют, слушают музыку и общаются. И в душе у зрителей тоже появляется надежда — все невзгоды рано или поздно проходят, лечит не только время, но и правильные люди рядом.
Пожалуй, отец и приятели Риты прописаны чуть более схематично. Бойфренд нужен только для того, чтобы утягивать на темную сторону. Отец до поры до времени выступает исключительно деспотом. О легкомысленной подруге мало что можно сказать. Но шероховатости талантливому дебюту хочется простить — слишком хороши актерские работы Цыгановой, Лядовой и Ястржембской. Редко какое отечественное подростковое кино не скатывается в назидание, хронику шокирующей юности или чистую сказку.