«Черный пес»: Про бродячих псов и людей в пустыне Гоби
В прокате — победитель каннского «Особого взгляда» «Черный пес» Гуань Ху, медитативный фильм о четвероногих и двуногих бандитах и о том, как важно найти свою стаю. Рассказываем, почему не стоит упускать возможность увидеть картину на большом экране.
Выйдя из тюрьмы, Лан (Эдди Пэн) возвращается в родной город на краю пустыни Гоби. Раньше он был настоящей звездой — лучшим гонщиком и исполнителем трюков на мотоцикле, — но теперь на родине ему не очень рады. Отец (Гао Цян; из родных у Лана остался только он) сильно пьет, местная мафии под предводительством мясника Ху (Ху Сяогуан) угрожает расправой. Добрые отношения у Лана только с соседом (режиссер Цзя Чжанкэ). В городе тем временем всё меняется: в рамках подготовки к Олимпиаде-2008 местные власти сносят старое жилье и отлавливают бездомных собак. В команду по отлову за неимением другой работы устраивается и Лан. И однажды встречает черного пса, за поимку которого местные власти обещали солидное вознаграждение, — по слухам, собака бешеная и покусала несколько человек.
«Черный пес» китайского режиссера Гуаня Ху — один из самых титулованных фильмов, которые в этом году выходят в российский прокат: его премьера прошла на Каннском фестивале во второй по значимости программе «Особый взгляд», где он получил главный приз. «Черного пса» отметили и в России: он стал победителем фестиваля «Зеркало» в Иванове.
Пересказ сюжета может навести на мысль, что «Черный пес» — это социальная драма. Все персонажи — представители низов, работяги, которые находятся в непростых жизненных обстоятельствах (тэги: тюрьма, алкоголизм, криминал, одиночество, бедность). Подозрения крепнут и из-за того, что их история развивается на фоне тоскливых безлюдных пейзажей пустыни, заброшек и трущоб. Но такое предположение окажется неверным: социальная несправедливость и классовое неравенство интересуют Гуань Ху постольку-поскольку (в отличие от многих победителей Канн за последние годы, в том числе прошлогоднего «Треугольника печали», «Паразитов» Пона Джун-хо или фильмов британца Кена Лоуча), а его «Черный пес» — почти что притча.
У фильма очень простой сюжет, который можно пересказать в одном предложении: он рассказывает о дружбе одинокого человека с таким же одиноким псом, которая крепнет по мере того, как они вместе преодолевают сложности (у пса, как и у Лана, много недоброжелателей). «Черный пес», чего не ожидаешь от китайского фильма из Канн, отлично встает в один ряд с «Лесси возвращается домой», «Хатико», «Балто», «Пальмой» и другими схожими добрыми картинами. Драматический нерв у них один и тот же: трогательная дружба между человеком и преданным ему четвероногим. Что важно для таких картин: и пес, и главный герой (актер и модель Эдди Пэн) вызывают безусловную симпатию.
То, как «Черный пес» сделан, конечно, отличает его от перечисленных выше семейных фильмов: это медитативное и очень атмосферное кино, в котором практически не разговаривают, а ключевые события намечены пунктиром. Место действия — город на краю пустыни Гоби, камера панорамирует тоскливые безлюдные пейзажи и такие же безлюдные заброшенные жилые кварталы, часто герой — одинокая точка на огромном пустынном просторе. Прекрасная работа оператора Гао Вэйчжэ, который использует в основном крупные и общие планы, — веская причина посмотреть его на большом экране. При этом в фильме есть пара буквально голливудских моментов, очень масштабных и предельно личных одновременно — такие, вероятно, очень понравились бы Джеймсу Кэмерону. Здесь влюбленные принимают эффектные позы не на носу тонущего корабля, а на заброшенных вышках обреченного на гибель города.
В «Черном псе» для европейского зрителя много экзотики: мафию возглавляет разводчик змей (их мясо и яд пользуются спросом у местного населения), а отец Лана служит смотрителем в зоопарке, где кормит тигра. Несмотря на это, культурный код у фильма западный (неслучайно Лан наигрывает на гитаре Hey you Pink Floyd): это кино напоминает не только «Драйв» — еще один фильм про неразговорчивого героя, который любит быструю езду, но и работы Джима Джармуша, который уже много лет находит в будничном поэтическое. Пустынная дорога на краю Гоби, по которой ездит на мотоцикле главный герой, кажется, ведет куда-то в Калифорнию.
«Черный пес» рассказывает о фундаментально важных вещах (дружба, поиск близкого существа, привязанность), и это кино не отчаяния, а надежды — удивительно оптимистичное, обнадеживающее, которое дарит веру, что после затмения (герои фильма становятся его свидетелями) снова выйдет солнце.